Недавно мы с Натой
tuk проводили в "Драгоценности" игротеки по чтению.
Дети были в основном 5-6 лет, и как-то удивительно ровно подобрались по уровню знаний и умений.
Все они знали буквы, в первом приближении могли по буквам собрать пару слогов - или догадаться - если слово не слишком длинное.
Читать для себя, для собственного удовольствия, когда навык ещё настолько нестабилен - сложно.
Вероятно, родители подсовывают им то одно слово, то другое, с просьбой "прочитай вот это!",
но многие дети при этом заранее напрягаются от слова "прочитай" - не уверены, что справятся...
И мы этого слова почти всю дорогу избегали, стараясь сделать чтение не главным, а промежуточным этапом игры.
Для начала мы знакомились - и каждый писал на доске своё имя.
По опыту - уж что-что, а собственное имя многие дети умеют читать и писать задолго до того, как научатся читать и писать другие слова...
Альбом:
игротека_чтение Заодно обсуждали полные имена и короткие.
Можно написать "Михаил" и "Миша",
"Полина" и "Поля",
"Николай" и "Коля".
Потом определяли первую букву слова, придумывали слова на ту же самую букву,
я каждому кидала мячик, и называла слово, скажем, "бабочка", надо было определить первую букву - и на эту букву придумать своё слово.
А потом все вместе на "К" придумывали слова, и на "П".
Если кому-то из детей было сложно, то мы подсказывали не прямо, а загадками.
"К"
-Это такая домашняя птица, мама цыплёнка.
-Это такой очень зубастый зверь, в одной сказке он солнце проглотил
-Это то, что на голове у принцессы
-Это то, чем можно рисовать, и обычно он деревянный, а в середине у него грифель
"П"
-Это состоит из вагонов
-Это такой водный транспорт
-Это рисунок, на котором изображён человек
Словесные игры помогают детям обратить внимание на звуки, научиться выделять первую и последнюю букву.
Придумывать свои слова на нужную букву - намного сложнее, чем отгадывать подобные загадки.
Потом играли в очень меленного робота.
Робот умеет читать, но только оооочень меееедлееенно, КО.... РО.....НА....
И некоторые люди умеют понять, что за слово он прочитал.
А вы сумеете?
Когда самим детям ещё сложно соединять буквы и слоги, они зачастую теряют смысл прочитанного, потому что не слышат его целиком.
Но если я им буду читать медленно-медленно, то они быстро схватывают и начинают быстро догадываться, что такое КО.....РОБ....КА, и что такое ВО....РО....БЕЙ.
А потом я им писала слова - и тоже просила прочитать медленно-медленно, а остальные пробовали догадаться.
Гонка за скоростью чтения, вообще, по-моему, чрезвычайно мешает детям учиться.
У некоторых детей развивается умение бодро произносить написанные буквы - без понимания прочитанного.
Буквы выучить - это не сложно. Некоторые дети их в 2-3 года сами выучивают, им прикольно. Но знать буквы - ещё не значит уметь осмысленно читать.
Я хотела показать детям, что читать может быть удобно - для игры.
Пока этот процесс складывания букв и понимания прочитанного идёт туго, очень важно соблюдать баланс - игры должно быть больше, и она должна оправдывать это усилие по соединению букв.
Я взяла идею игры с чтением гениальной Юли Луговской,
julug которую
она описывала на сайте "Розового Жирафа", У меня были крупные карточки с разными словами.
Дети их прочитывали - и потом играли.
Мы превращали низкий столик в самые разные предметы:
КРОВАТЬ - каждый, разумеется, хотел в ней поспать
остальные тем временем перечитывали, радуясь, как одно слово превратило обычный столик и помогло начать такую весёлую игру
пересели на АВТОБУС - рулили, бибикали, объявляли остановки...
Потом было ОЗЕРО - плавали, купались, брызгались, ловили рыбу...
накупались вволю!
дольше всего играли в КАФЕ - заказывали мороженое,
пиццу, пирожки, чай...
-Вот ваш пирожок, возьмите!
-А мне, пожалуйста, малиновое мороженое и стакан сока!
прятались в КРЕПОСТЬ, кидали в неё подушками
дружно стучали в БАРАБАН
а это МАГАЗИН
видно же, что это ПОЕЗД?
Потом играли по-другому:
в центре есть запас строительного материала.
У нас это были несколько верёвочек,
счётные палочки,
деревянные кружочки,
колечко от штор.
А ещё есть карточки,
на каждой из которых 3 простых слова, которые не очень сложно читать, и которые можно не очень сложно нарисовать.
Задача игрока - выложить из подручных средств одно из слов,
а остальные игроки должны догадаться, к которому из слов эта картинка.
это были мои примеры
дети поняли идею и начали строить каждый своё
а мы ходили и отгадывали
некоторые дети склонны к минимализму
зачем много деталей?
чашка с ручкой )
очевидно, да?
а это?
а некоторые создают целые композиции - кастрюлю с ручками, огонь на плите, пар...
или выкладывают лист - на метр!
корону и раму украшают по 10 минут
птицы и звери вообще были чудесные
мы любовались
и фотографировали
корона, змея, лимон
гора
маяк
огонь
самосвал
Альбом:
игротека_чтение Мне все эти картинки так нравятся - могу ещё кучу выложить )
остановиться сложно
с теми, кто читает получше,
подбирали не слова, а пары фраз - к подписи искали нужную карточку с домиком
сначала срисовывали в тетрадку крестики и буквы в нужные клеточки,
потом придумывали, какую букву вписать, чтобы получились слова по вертикали и по горизонтали.
это хорошо для тех, кто читает уже более уверенно, и слова в лицо легко узнаёт.
Некоторым детям, кстати, когда они учатся соединять буквы в слова, очень нравится книжка с паровозиками
Баранова, Разумовская "Как научить вашего ребёнка читать" - хотя в ней картинки черно-белые, но зато рельсы и поезда!
Ещё многие дети, кстати, охотно читают - и хохочут над
книжками-разрезалками,
в которых можно собирать смешную чепуху.
Весёлая яблоня сидит на диванеСиний комар плывёт на югСлон охотится в снежном небе(Они есть на Озоне, есть
у меня в интернет-магазине)
Перелистываешь часть страничек, и получаешь, что синяя яблоня прыгает в море или толстый комар ползёт на юг.
А ещё я люблю всякие задания, где надо соединять слова и картинки,
и тоже основное внимание сосредоточено не на том, чтобы прочитать, а на том, чтобы соединить, обвести и тп...
Но в целом мне по опыту кажется, что перейти от чтения отдельных слов к фразам и целым книжкам даже сложнее, чем перейти от букв к отдельным словам.
Некоторые дети начинают с того, что пишут сами - своё имя, название картинки, записку для папы...
Кого-то к чтению подвигает игра "
Зверобуквы".
Можно играть в детский "Элиас" и "тик-так-бум"...
А какие у вас любимые игры с чтением, буквами, звуками?