Сегодня в "Гиперионе" был очень интересный семинар Сергея Пархоменко из "
Банды умников", с отличными примерами и очень наглядными играми.
Мы обсуждали, кто что помнит из школьной программы, и какая мотивация была у нас самих, когда мы ходили в школу - и главное, что из того, что мы учили в школе, мы помним до сих пор.
Когда ребёнок начинает ходить, он делает это пока не слишком ловко и уверенно, но все радуются его первым шагам, поощряют всячески его попытки самостоятельно перемещаться. И когда малыш начинает говорить, он заинтересован в этом сам, он хочет общаться, ему надо объяснить родителям, что он хочет. И родители его всячески ободряют и поддерживают, и радуются его успехам.
Дети любят играть, заниматься конструкторами, слушать книжки, задавать вопросы.
Но в какой-то момент родители решают: "Хватит. Теперь надо заниматься серьёзными вещами!" И сажают ребёнка за прописи, с буковками или цифрами.
Или ведут на "подготовку к школе" - в первую очередь, чтобы ребёнка, живого и непоседливого ... научили СИДЕТЬ. И не просто сидеть, а тихо. И слушаться. И делать то. что велено, а не то, что интересно.
Вот уж и вправду, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать.
Массовое образование, и классно-урочная система, придуманная
Яном Амосом Коменским, хорошо работает для образования с нуля.
Но у нас сейчас во многие школы для поступления на подготовишку надо показать, что ребёнок умеет читать и считать. А на подготовишке его будут учить сидеть, не бегая во время урока, и слушаться, и писать прописи...
Более того, очень часто детей начинают учить чему-то исключительно в форме "сядь и пиши" или "сядь и делай так, как я сказал!"
А ведь можно научиться очень многим школьным премудростям на бегу, на скаку, на прогулке или в спортивном зале, не усаживаясь за парту!
Вот ребёнок учится писать письменными буквами.
Даже если не брать в расчёт осмысленность в современном мире этого навыка, всё равно картина получается такая:
ребёнок старается, пыхтит, списывая фразу из 3 слов, стараясь все буковки написать слитно, не вылезая за строчки, не пропуская буквы, не перепутав право-лево.
А в итоге мы, взрослые, всё равно на автопилоте придираемся: пробел между словами слишком маленький! Забыл начать фразу с большой буквы! Эх ты!
Или ребёнок учится считать. И его учат писать цифры, и произносить числа по порядку, 1-2-3-4-5-6-7 - как скороговорку. Только никто не учитывает при этом, что дети, умеющие произносить числа по порядку до ста, ещё не умеют толком считать!
И очень быстро дети начинают теряться, отставать, чувствовать себя неуспешными.
И чем дальше, тем меньше они хотят ходить в школу.
-Ну что ты, - уговаривают родители: в школу надо ходить,
чтобы получать хорошие отметки,
чтобы сдать ЕГЭ и другие экзамены,
чтобы не получать "двойки",
и тп.
Но только вот все эти доводы мало мотивируют. Они все - на когда-то потом, и не затрагивают интересов сегодняшнего дня.
А дети любят учиться тому, что интересно,
тому, что удивительно,
любят получать ответы на свои вопросы...
А сами мы, кстати, со школы чаще всего помним то, что было нам интересно, или то, что встраивалось хорошо в цельную картинку.
Школа же сейчас по очень многим предметам вместо цельной картины даёт много разрозненных фактов.
Многие школьные учителя учат с детьми НАИЗУСТЬ таблицу сложения.
Как стишок.
Чтоб ночью разбуди, мог ответить: "семь плюс два равно девять!"
Но вот ведь беда, это заучивание не даёт понимания.
И ребёнок, выучивший, что 7 + 2 = 9, не уверен, сколько будет 2 + 7, и уж совсем глубоко задумывается над вопросом 9 - 2.
Если он выучил стишок без понимания, то эти вопросы для него новые, и ответ на них надо заучивать отдельно...
Вот вы, скажем, что помните из школьного курса физики или химии?
И помните ли вы, где в жизни применяется тригонометрия?
И какие из школьных формул вы можете вывести сами?
Я вот помню геометрию всякую, но я этим с детства увлекалась - лет в 9-10 на даче клеила тетраэдры, октаэдры, икосаэдры, в том числе и звёздчатые,
и сама для них рисовала развёртки. Мне было интересно.
И я до сих пор готова про это с удовольствием детям рассказывать.
А какие у вас темы, про которые вы готовы детям рассказывать с увлечением?