Иногда мне кажется, что всю программу первого класса многие дети проходят за год до школы на подготовишке,
и для меня загадка, чему учатся потом эти дети в школе на уроках математики.
Отступать 4 клеточки?
Писать слово "ответ"?
При этом разброс по знаниям и навыкам между детьми одного и того же возраста бывает огромен.
Как ни странно, у учителей, родителей и воспитателей, работающих с этими детьми, не всегда есть чёткая картина в голове - что именно этот ребёнок уже твёрдо знает, а что ещё только осваивает.
Более того, многим взрослым бывает очень сложно понять, что там вообще можно не понимать - в математике для первоклашек?!
Я недавно проводила в Зеленограде открытые уроки для первоклашек, потом для шестилеток, а в зале сидели их учителя и воспитатели и наблюдали.
Мне кажется, если бы я просто им рассказала, что некоторые дети не понимают то-то и то-то, они бы мне не поверили, но дети, к счастью, демонстрировали всё очень наглядно.
Со школьниками мы начали с игры - сосчитай на слух и покажи на пальцах.
И очень заметно было, что многим детям сложно "переводить с языка на язык" и вообще считать то, что нельзя потрогать.
Ещё угадывали, сколько шагов до кошки, и тоже видно, как детям сложно соотносить свои шаги и расстояние, глазомер не работает, и опыт других детей тоже не помогает, что характерно.
Потом играли в "числа-соседи", идею все поняли, мои вопросы типа "у меня соседи на 12 и на 14 этаже, какой у меня этаж" - решали запросто, но кто-то в пределах 20, а кто-то только в первом десятке.
А вот придумать аналогичные задачи для меня - всем сложно, хотя почти все в итоге справились.
Разложила по полу тарелки с числами от 1 до 15, и переворачивала то одну, то другую. Дети должны были, глядя на остальные, понять, что же я перевернула.
Некоторые могут это узнать, только пересчитав все тарелки от первой - и до перевёрнутой.
То есть представление о ряде чисел есть, но как текст, как стих, который сложно начать не с единицы, не с первого куплета...
Играли со счётными бусами (5 белых и 5 темных), я сколько-то бусин зажимала в кулаке, а дети повторяли, потом отгадывали - сколько бусин у меня в кулаке и каких.
Аналогично играли с пальцами, со счетными палочками.
Если я прячу из 5 палочек 2, то дети это легко отгадывают.
А вот если они прячут, кто одну, кто три, и я отгадываю - они изумляются!
Смотрят, как на волшебницу!
В конце дала школьникам задачки про "я больше тебя" и про "раздели шоколадки для близнецов".
Дети так увлеклись, что не хотели уходить, и просили дать им ещё задачек.
На этой радостной ноте мы их и отправили обратно, а я начала обсуждать увиденное с учителями.
По-моему, в первом классе, помимо собственно счёта и каллиграфии, то есть умения писать цифры не зеркально и нужного размера, дети мало решают реально увлекательных задач.
А ведь столько всего можно было им предложить интересного!
И ещё мне кажется, что важно достаточно долго щупать. пересчитывать реальные предметы, шаги, пальцы, счетные палочки, а не торопиться переходить сразу к числам...
В первом классе хочется познакомить ребёнка не с идеей, что математика - это скучно и однообразно, а с тем, что это весело, разнообразно, и учит думать, рассуждать, понимать правила, а не гадать.
Альбом:
дошк_март18 Играть со счётными палочками,
складывать одинаковые картинки,
менять на картинке положение только одной палочки,
придумывать задачи друг для друга...
Понимать, что такое "больше" или "меньше" в игре, а не в скучных примерах...
Мне еще во всех учебниках очень не хватает графических, геометрических задач,
а ещё я часто вижу, что сложности возникают от плохого уровня чтения и понимания текста...
А что ещё вам бы хотелось видеть на уроках математики?