Кто бы мог подумать?

Feb 26, 2014 02:10

Неделю назад купила книжку прекрасной asena,
с тех пор цитирую, пересказываю, и всячески рекомендую взрослым и подросткам.

Книжка называется "Кто бы мог подумать?" и имеет прекрасный подзаголовок "Как наш мозг заставляет нас делать глупости".
Что меня порадовало, книжку можно совершенно официально купить на Литресе в электронном виде, что для меня и для моих детей было куда удобнее и приятнее. И в любом формате, что тоже приятно.
Впрочем, бумажную я купила тоже, в ней картинки удобнее рассматривать ))

В книжке на редкость живо и весьма понятно изложены самые разные биологические механизмы, которые влияют на нас, заставляя разных людей
-заедать проблемы "вкусненьким"
-десять раз бросать курить
-влюбляться каждую весну
-скандалить и обижаться на ровном месте каждый месяц
-впадать в тоску и меланхолию в ноябре

Мой краткий и наверняка неточный  пересказ такой (за ссылками и подробностями - к Асёне )

Биологи многие эксперименты проводят на крысах и на собаках.
Так вот, это один из весьма убедительных экспериментов, показывающих, как многое можно испортить неудачным стартом обучения.

Берут экспериментаторы собачку, сажают в клетку с невысокой перегородкой, а потом начинают собачку обижать, подавая на пол клетки ток.
Собачке больно, она ищет способ прекратить это безобразие, и перепрыгивает через загородку.
Там - о радость! - пол нормальный.
В следующий раз оказавшись в аналогичных условиях, собачка может перепрыгнуть и более высокую загородку.
Она уже знает, что от её усилий может стать лучше - и пробует.
Понятно, что от удара током у собачки случается стресс, но если ток не сильный, то это называется посильный или физиологический стресс, который вполне можно пережить, и который ей не вредит.
Если потом бедную собаку подвесить в специальный гамак, из которого она никак не может выбраться, и продолжить обижать собачку, она будет очень дёргаться, и пытаться выбраться не смотря ни на что.
И в следующий раз она снова будет пытаться прыгнуть повыше - и избавиться от неприятностей.

А теперь проведем эксперимент с другими собачками - те же ситуации, но в другом порядке.
Сначала подвешиваем собачку в гамак, где она ни на что повлиять не может, и немного ее обижаем.
Потом сажаем ее в клетку - и тоже немножко обижаем, но от этого тока можно спастись, перепрыгнув в другую часть клетки.
Увы.
Эта собачка даже не пытается найти спасение - она ложится и скулит, но не предпринимает никаких попыток избавиться от боли.
Она уже выучила, что это бесполезно.
Учить такую собачку искать спасение куда сложнее.

И знали бы вы, сколько детей я видела с такими установками, что "какой смысл пробовать, если всё равно ничего не выйдет?"

А в книжке у Асёны подобных историй и экспериментов описано множество!

книги, ссылки, библиотека

Previous post Next post
Up