По-арабски место называется Ум-Эль-Канатир. На иврите Эйн-Кшатот.
На русском вообще белиберда на постном масле: Мама Арок. Или более точно: Дом с арками над родником.
Современное название - Кшатот Рехавам. В честь министра туризма Рехавами Зееви , ז"ל.
Как в оригинале называлось иудейское поселение в 4-7 в.в. н.э. уже и не известно.
Вполне возможно, что название сирийской деревни Канатир перенято именно с оригинала. Потому как в 16 веке раби Менахем Лузано писал: " Канатир это название места напротив Тверии через море (Кинерет)"
Первым археологам, которым посчастливилось увидеть эти древности были Лоренс Олифант и Готлив Шумахер в 1884 году. Наводку на древние еврейские руины им дал арабский шейх из соседней деревни. То, что Канатир раньше принадлежал иудеям, у арабов сомнений не было.
И не мудрено. Все тут богато украшено иудейской символикой.
Менора:
Четыре вида растений:
Лев. Орел. Шофар. И просто красивые сцены, достойные лучших музеев мира:
В 1905 - 1928 г.г. тут были проведены раскопки германских археологов Генриха Коля, Карла Ацингера. А так же Липы Сукеника.
Тогда же было точно определенно, что в 4 -5 веках нашей эры тут была довольно богатая еврейская деревня. Основной источник дохода, позволяющей такое небедное существование, ткацкая фабрика по производству льна.
Ведь родник, снабжающей водой всю деревню, имел не только бытовое, но и серьезное промышленное значение.
В этом роднике и сейчас есть вода:
И дом с красивыми базальтовыми арками, построенный над источником, дал название всей деревне.
В 7 веке н.э. было серьезное землетрясение, и вся деревня оказалась разрушена и покинута.
В том числе в результате землятресения была разрушена шикарная синагога, стоявшая посредине поселка и построенная в 5 веке.
В 1967 году после 6-ти дневной войны, Голанские высоты отошли к Израилю и за исследования местных древностей взялись местные израильские археологи.
Всего на Голанах было обнаружено 25 синагог.
И все они примерно одного времени, одного архитектурного стиля "базилика".
Исторический период - Византия.
Иерусалимский храм уже разрушен несколько столетий, в иерусалимских горах и во всей Иудее евреям запрещено появляться. Но здесь, на Голанах и в Галилее, еврейское присутствие еще сохранялось.
Неизвестно точно, что послужило роковым фактором для покидания процветающей деревни. Может само землетрясение. А может многочисленные завоеватели...
Известно только, что после землетрясения жители не вернулись сюда и строения заново не были отстроены.
На счастье археологов, все камни и осколки большой синагоги не были разграблены и растащены на близлежащие деревни. Может потому что близлежащих деревень попросту не существовало.
Полторы тысячи лет лежали эти камни нетронутыми и не сдвинутыми с места.
В 2003 году, впервые в мире, тут была применена новая технология восстановления разрушенных древностей.
Все камни были пронумерованы и точно в том порядке, в котором лежали на земле, внесены в данные компьютера. И с помощью специальной программы, увидели, как выглядело это здание до разрушения в землетрясении.
Словно огромный пазл, который надо сложить из тысячи осколков и превратить в цельную картину.
Синагога - дом собраний - имела 2 этажа с большой черепичной крышей. Перед входом - веранда, опирающаяся на колонны.
В центральном зале - два ряда колон и окна по бокам. Все колоны имеют украшенные орнаментом капители (котерет).
В фасаде второго этажа - большое и красивое окно.
Около южной стены, в сторону Иерусалима, был найден хорошо сохранившийся как цельный фрагмент арон кодеш со ступениями и сценой.
Для Рехавама Зееви это был последний проект, который он успел профинансировать и курировать незадолго до своей трагической гибели.
Идея проекта заключалась не просто в реставрации туристического объекта, но и превращении руин в действующую синагогу.
Мы были тут в субботу, поэтому непосредственно работ по востановлению не увидели.
Ведет эти работы Ешу (так его зовут все знакомые) с несколькими местными жителями.
И будем надеяться, что проект вскоре будет завершен и что когда-нибудь здесь будет самая древняя из действующих синагог. И в древний арон кодеш опять будет помещена святая тора, и иудеи опять будут тут молится в сторону Иерусалима.