В последние годы нет ни одного археологического сьезда, чтоб не был упомянут этот маленький холмик в иудейском предгорье. Все археологические новости, газеты и журналы прямо пестрят последними сводками, последними новостями, последними уточнениями с раскопок этих старых развалин. Хирбет Каяфа стоит на передовой линии фронта современной археологии и библейской истории. Тут сводятся в бою различные школы, направления, идеи.
Именно Хирбет Каяфа стал тем звеном в цепи, который либо подтвердит всю библейскую историю земли обетованной, либо опровергнет.
А ведь до 2004 года никто даже не обращал внимание на один из множества холмов возле долины Аэла.
Той самой долины, так насыщенной библейскими местами. Той самой долины, где произошел бой Давида с Голиафом...
Первый, кто заинтересовался насыпью камней на вершине холма, был археолог Саар Ганор. Он поднялся и под мелкими камнями и зарослями кустарника он увидел целую стену, сложенную из циклопических камней.
Это удивительно, но стену даже не надо было раскапывать, она вся была на поверхности. Просто на камнях периода железного века стояли камни оттоманского периода.
В 2007 году были первые предварительные раскопки и в 2008 году уже первый сезон основательных раскопок, в которых и обнаружили тот знаменитый остракон - глиняный черепок с надписью.
Вместе с остраконом было обнаруженно немало любопытного.
Итак.
Хирбет Каяфа - поселок городского типа, датирован с конца 11-ого до середины 10 века до н.э.
Городок с одним культурным слоем, с короткой историей, существовал тут на протяжениии всего 50-70 лет. И все. В середине 10 века до н.э. люди покинули город, взяв с собюой самые дорогие им вещи.
Может этому уходу послужили причиной нескончаемые войны Израиля с филистимлянами.
Может армия фараона Шешонка. Точно пока не известно.
Так же как точно не известно, что тут была за власть в этот период.
Действительно ли это был период объединённого царства , период Давида и Соломона?
И если это так почему мы не находим археологических доказательств?
Просто объединённого сильного царства нет на местности и археологи пока не могут ни подтвердить, ни опровергнуть библейский рассказ.
И вот, начиная с 80-ых годов в научных кругах стало модным все подвергать сомнению.
Мол если не нашли, значит этого и не было.
И тут на арене появляется хирбет Каяфа. И раскапывается классический город периода Давида!
Теперь понятно, почему этот небольшой холмик так приковывает к себе внимание археологов всех мастей?
Город не большой, но окружен крепостной стеной.
Камни весом 4- 8 тон. Такая работа требовала знаний и совместных сил целой бригады. бедуинский лагерь не строит себе стенку из камней по 8 тонн. Такая постройка возможна только с центральной, сильной властью.
Во всем городе не было найдено костей не кошерных животных.
В филистимлянских городах такие животные найдены, а тут нет.
Еврейский город периода объединённого царства, на границе с филистимлянами, в долине Аэла.
И что особо необычно тут : в городе было двое ворот!
Если бы еще лет пять назад кто-то сказал о древнем городе с двумя воротами, его бы просто подняли бы на смех. Городов с двумя воротами не существовало в природе. Но в хирбет Каяфа есть ворота западные и ворота южные. Как по копирку, совершенно одинаковые ворота, просто с разных сторон.
Неужели это библейский город Шаараим?!
Это классические , характерные ворота железного века. Такие же как в Гезер, Мегидо и Хацор.
По сторонам четыре комнаты. Снизу канава, выводящая канализацию из города. Двойная стена, используемая так же для жилых помещений.
Не весь холм был заселен, только верхняя часть. И это понятно. Город просуществовал очень короткое время и просто не успел заселить нижние склоны.
В самом городе нет четкой иерархии, не обнаружен центр власти ( шикарный дворец).
Но на ручках многочисленных кувшинов есть отпечаток пальца - возможно прототип более поздней печати "для царя". В таких кувшинах обычно собирали царский налог в виде масла или других ценных продуктах.
И самое главное, в западных воротах города был найден глиняный осколок с надписью - остракон.
Для сравнения - остраконы Лахиша и тель Дана тоже были найдены в воротах.
Ведь комнаты при воротах часто служиди архивом и об этом есть немало упоминаний в Танахе, когда говорится о "шотрим" в воротах. Шотрим в библии - Это не полицейские, это писцы от слова "штар".
Остракон из хирбет Каяфа небольшого размера, примерно 15 на 15 см и надпись на нем очень сложно прочесть.
Этот остракон сейчас является самой горячей точкой в археологическом мире.
Какой это язык?
В какую сторону читается?
Что написано?
Может это не иврит?
Если язык протоканаанский - то отдельный язык или прототип иврита?
Если последние расшифровки остракона верны, то тут написан социальный текст о помощи слабым слоям населения - сиротам, вдовам и пришельцам ( новым репатриантам?).
И если этот так, то возможно перед нами самое ранее свидетельство о написании библейских законов и о том, что хирбет Каяфа был еврейским городом на границе с филистилянами а не наоборот.
И был ли хирбет Каяфа библейским Шаараим или Эфес Дамим, что между Сохо и Азекой? Ведь именно от сюда хорошо видно тель Сохо, а не с Азеки?
Шаараим - возможно это не точка на карте, а только направление дороги, направлении куда бежали разбитые армии филистимские.
Ближайшим летом будут продолжатся раскопки тут, а так же в Айзека и Сохо.
Очень возможно, что очень скоро мы услышим о новых невероятных открытиях, а так же точно определится расстановка сил в древней Иудеи 10 века до н.э. Где тут были ханаанцы, где филистимляне, а где израильтяне?
Подождем лета и нового сезона раскопок. Новых открытий и новых споров.