Из прошлого Дебальцева

Feb 17, 2015 16:31


Интересно, что станция Дебальцево Екатерининской железной дороги - узел сразу нескольких веток -  на протяжении всей своей истории неоднократно оказывалась в центре ожесточенных боевых столкновений. Курьезным событием было объявление каким-то телеграфистом в революцию '905 года "Независимой Дебальцевской республики", без труда разогнанной казаками. А в гражданскую части Всевеликого Войска Донского должны были выдвинуться к Дебальцеву, значительно ослабив Царицынский фронт, после начала петлюровского мятежа, когда союзный Краснову гетманский режим оказался не способен защитить себя после ухода германских войск. В дальнейшем станция стала местом стычек белых и красных - особенно запомнился отважный и дерзкий рейд атамана Чернецова. П. Н. Краснов, барон Врангель, Евгений Замятин, Алексей Толстой и много других писателей и мемуаристов посвятили целые страницы событиям вокруг Дебальцева.

И во вторую мировую войну Дебальцево стало зоной тяжелых боев. Манштейн считал германские военные неудачи под Дебальцево одной из причин потери всей Донецкой области.

Нам с трудом удалось найти отрывок, посвященный спокойной и сытой жизни в Дебальцеве в благословенные времена Российской Империи - в "Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам" Радзевича.

Дебальцево. Громадное зданіе пассажирскаго вокзала красиво и рѣзко выдѣляется среди пустынно-степной окружающей станцію мѣстности. Большой залъ І-го и ІІ-го класса и отдѣльный для пассажировъ Ш-го и ІѴ-го классовъ. Прекрасный буфетъ - со всякаго рода яствами и напитками, содержимый касимовскими татарами-одинъ изъ лучшихъ на линіяхъ юго-восточныхъ желѣзныхъ дорогъ. Большія мужская и дамская уборныя; почтово-телеграфное отдѣленіе; книжно-газетный шкафъ. Станція Дебальцево служитъ узловымъ пунктомъ для дорогъ Донецкаго каменноугольнаго района: сюда сходятся поѣзда изъ Харькова черезъ Купянскъ и Лисичанскъ и черезъ Никитовку-Хацапетовку изъ Ростова н/Д. черезъ Звѣрево, изъ Москвы черезъ Миллерово - Луганскъ, изъ Таганрога черезъ Харцизскъ, изъ Маріуполя черезъ Ясиноватую. Такое центральное положеніе станціи дѣлаетъ то, что пассажирская сутолока на станціи не прекращается ни на минуту. Здѣсь въ любое время вы встрѣтите и бельгійца, и француза, и типичнаго «сына Израиля», и гордаго перса, и армянина, и съ неопредѣленной народностью «южанина», и, наконецъ, скромно пріютившагося русскаго... Въ районѣ станціи нѣтъ каменноугольныхъ копей, лишь около станціи устроены русско-бельгійскій металлургическій, чугуно-литейный и механическій «Дебальцевскаго О-ва» заводъ, отправившій разныхъ желѣзныхъ издѣлій въ 1898 году 170.764 пуда. Въ примыкающемъ къ станціи желѣзнодорожномъ поселкѣ находятся номера для пріѣзжающихъ и желѣзнодорожный клубъ. Въ 12 верстахъ отъ Дебальцево расположена станція Хацапетовка, общая для дорогъ Юго-Восточныхъ и Курско-Харьково-Севастопольской. Станція эта служитъ передаточнымъ пунктомъ грузовъ съ одной дороги на другую и обратно.

(А. И. Родзевич. Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам. Москва, 1900. Т. 2)

Дебальцево, Война

Previous post Next post
Up