парижский "салон"

Apr 17, 2024 16:41

сейчас в музее вальраф-рихартц можно посмотреть на картины, которые в 1860-70х годах считались настоящим искусством, те, которые отбирались достопочтенными искусствоведами и академиками на ежегодную парижскую выставку, так называемый, "салон".
"салон" был волнующим и ожидаемым событием и для художников, и для публики.
раз в год на "салоне" выставлялись тысячи картин, "крем де ля крем" того времени, то, что считалось красивым и стоило дорого. отобранные картины развешивались плотно, почти впритык друг к другу, до потолка, и, часто, только рама отделяла один шедевр от другого.
в это время уже вовсю писали импрессионисты, которых на "салон" не брали: они шокировали публику своими дикими мазками, неприличным сюжетом, отсутствием гладкости в письме.
то, что стало со временем привычным и даже каноническим, тогда ни академиками, ни широкой публикой, не принималось
и что тут такого дикого, думаем мы, глядя на манэ и монэ?!
для сравнения покажу то, что в то время казалось красивым
пара картин из "салона" разных годов.

гуглоперевод кураторского описания картины приведу под катом, можно не открывать, только картинки посмотреть, и ещё на даты "салонов" - тоже интересно!


Поль-Жак-Эме Бодри (Ла-Рош-сюр-Йон, 1828-1886, Париж), "Жемчужина и волна" (Персидская сказка), 1862, Холст, масло / Холст, масло Национальный музей Прадо. Инв.№ Мадрида. P002604
Париж, Салон 1863 года, № 91.

<lj-cut>В 1850 году Бодри выиграл Римскую премию - стипендию для обучения искусству в итальянской столице. Впервые он принял участие в салоне в 1857 году; В 1863 году он представил картину обнаженной женщины, отдыхающей у моря.

Работа получила большое внимание и сравнивалась с «Рождением Венеры Кабанельской», экспонировавшейся там в то же время. Изображение Бодри считалось менее «целомудренным» изображением, тем более что между натурщиком и зрителем был прямой зрительный контакт. «Она подстерегает миллионера, который заблудился там, в этой дикой местности?» - саркастически спросил искусствовед.
Ни для кого не было секретом, что моделями для таких идеальных образов классической красоты, кокетливо улыбавшихся посетителям салона с картин, зачастую были известные куртизанки того времени.
почтенная публика, весь свет, приходил на выставку, поглядеть не только на искусство, но и на всем известных куртизанок, используемых художниками в качестве моделей: господа - чтобы похвастаться друг перед другом своими "жемчужинами", их жёнам - посмотреть на эту прошмандовку и сравнить с собой, изысканной и прекрасной.
представляю, сколько сплетен, сколько разрушенных союзов, сопровождало эти выставки!
власть искусства!


Берта Моризо, (Бурж, 1841-1895, Париж), "Этюд у кромки воды" , 1864 г, Холст, масло Миссис Бонни Ходс
Париж, Салон 1865 года, № 1551.

Моризо была в начале своей карьеры, когда успешно представила эту картину в Салоне в 1865 году. Лежащая фигура, прекрасно и элегантно интегрированная в горизонталь пейзажной части, кажется формальным ответом на существенный акцент на близости и гармонии с природой. Нельзя обойти вниманием параллели с сочинениями ее наставника Коро. Критик Гонзаг Прива в то время отмечал: >>Эта картина очень светлая, белый материал [...] необычайно тонок и имеет теплые тона, пейзаж написан так же правдиво и энергично по смыслу. цвета, как молодая женщина, задумавшаяся. Скоро, в ближайшем будущем, патрицианские руки самых элегантных женщин, использующих кисть, покажут мужчинам(не помню, что покажут, кажется, что такое настоящее искусство) :)



Виктор Жюльен Жиро (Париж 1840-1871 Париж)
Обед в студии, 1864 г. Обед в студии, Холст, масло. Музей изящных искусств, Будапешт
Париж, Салон 1864 г., № 822.
обед в студии - как неприлично, и как же привлекательно! художники и их модели так весело прожигают жизнь! мамочкам, показывающим дочкам это моральное разложение богемы, нелегко, наверное, было убедить их, что от художников надо держаться подальше


Альберт Анкер(Инс 1831-1910 Инс), Молочный суп Каппелер, 1869 г.
Молочный суп в Каппеле (Братство войск), Холст, масло Kunsthaus Zurich, Цюрихская ассоциация друзей искусства, подарок Эрике Випф, 1998 г.
Париж, Салон 1870 г., № 40.

для меня это "охотники на привале" :)

Каппель-ам-Альбис 1529: Во время Первой Каппельской войны войска Цюриха маршируют против пяти католических городов. Люцерн, Ури, Швиц и Унтервальден. Однако братоубийственную войну между конфедератами можно предотвратить; Сейчас на границе между кантонами стоит большой котел, вокруг которого братались армии. Жители Цюриха доставляют хлеб, жители Цуга - молоко, и все вместе едят молочный суп «Каппель».
Швейцария после успешного разрешения спора
Переговоры Подали молочный суп Каппелер. К сожалению, мир продлился только до Второй Каппелерской войны в 1531 году.
Художник с международными связями, швейцарский ведущий на протяжении десятилетий содержал студию в Париже и почти каждый год представлял там салонные выставки
Каппель-ам-Альбис в 1529 году: во время Первой Каппельской войны. Цюрих послал свои войска для борьбы с пятью католическими государствами Цуг. Люцерн, Ури, Швиц и Унтервальден. В этой сцене гражданская война между членами Конфедерации предотвращена, а на границе между кантонами, где братаются войска, установлен большой котел. Цюрих поставляет хлеб, а Цуг молоко; вместе они едят молочный суп
: было знаменательным событием в истории Швейцарии. Даже сегодня разрешение спора путем переговоров в Швейцарии приведет к молочному супу в духе Каппеля. К сожалению, первоначальное перемирие продлилось только до Второй Каппельской войны в 1531 году.
(ой, перевод, конечно, ужасный! если кому-то интересен текст на немецком, вставлю фотографию. А, нет, так и нет:)

кёльн, картинки

Previous post Next post
Up