Jun 16, 2015 22:55
В русскоговорящей исламской среде уже не первый год стоит «турецкий вопрос». Насмотревшись и натерпевшись разных бед, перед очень многими мусульманами России встал вопрос: куда уезжать? Где спасать свою свободу, жизнь, религию и будущее своих детей? В какой стране на время укрыться, не сжигая при этом за собой мосты и не отрывая себя от своей исторической родины, чтобы не чувствовать себя беглецом или беженцем и иметь возможность вернуться в гости к родным или насовсем? За последние годы всё больше мусульман России, пройдя через суровые испытания и будучи выдавленными из страны, уверенно отвечают, что такой страной является Турция. Сколько поколений российских мусульман нашло там себе приют, сейчас сложно сказать. В Османскую империю бежали из царской России, причём не только мусульмане, но и православные казаки, которые впоследствии даже воевали на стороне Халифата. В Турцию бежали во времена раннего СССР, когда ещё была возможность куда-то «сдёрнуть». И вот сейчас, в 21 веке, в путинской России пошёл объёмный третий поток эмиграции мусульман в Турцию. Из всех, о ком я слышал, чьё мнение читал в интернете, ещё никто не пожалел об этом. Отзывы об этой стране только положительные. Российских мусульман там уважают, об их проблемах прекрасно осведомлены, и они не видят себя там людьми третьего сорта, каковыми являются все приезжие мусульмане-рабочие в странах Персидского залива: Саудии, Эмиратах, Катаре и т.д. И это несмотря на то, что Турция и среди мусульман, и среди иноверцев славится своим национализмом. Учитывая, как там встречают мусульман из России (по отзывам переехавших), там ещё не забыта такая важная вещь, как братство в Исламе, которая во многом попрана в вышеуказанных нефтяных державах…
В данный момент я пишу эти строки, находясь здесь, в той самой хвалёной Турции. Некоторые мои братья ждут от меня отзывов и рассказов и надеются, что я поделюсь с ними полезной информацией относительно жизни в Турции. Однако пока мне придётся их разочаровать и констатировать, что в плане здешнего эмигрантского житья-бытья мне пополнить их сведения нечем. Основной причиной этого служит тот факт, что я поехал сюда в первую очередь не затем, чтобы подстелить себе соломки на случай падения, а просто потому, что всегда в свой отпуск куда-то езжу. И если раньше мы с женой были бездетной и оттого более мобильной парой и могли гнать дикарями в полную неизвестность, то нынче в наших списках значится ещё один маленький человечек, для которого подобные авантюры хотя и не смертельны, но и не особо желательны. Мы просто решили свозить дочку на море. Конечно, из 43 существующих в мире морей целых 14 омывают берега нашего государства. Однако самое популярное в России черноморское побережье не располагает условиями для приятного времяпрепровождения мусульманской семьи. Поэтому решили, что в Турции можно совместить приятное с полезным: и дочку на море свозить, и о самой стране по возможности что-то узнать. А поскольку и за границей можно попасть в очередной «Геленджик», нашли отель из халяль-индустрии, который населяют исключительно мусульмане. Для этого забраться пришлось довольно далеко: три часа езда от аэропорта Антальи, городок под названием Газипаша. И так как рассказать пока больше не о чем, поведаю о таком явлении, как «халяль-отель», поскольку многие братья интересуются и этим вопросом.
Да, друзья, совершенно правы были многие из вас: «халяль» этот весьма относительный. Это, можно сказать, меньшее из двух зол. Здесь нет алкоголя и никто не пытается его сюда пронести (какой смысл прятать бутылку за пазухой, когда вокруг гостиницы, где спиртное течёт чуть ли не из-под крана?). По этой причине мы уже успели забыть, как выглядит пьяный человек. Здесь только семьи и никаких молодёжно-студенческих компаний. Никакого дебоша, криков по ночам, ночных дискотек. Абсолютное большинство женщин в той или иной соблюдает правила относительно одежды. Я не придираюсь и не берусь кого-то поучать на предмет «правильного и неправильного хиджаба», ибо это дело не моё, а мужей наших сестёр. Просто скажу, что почти все сёстры здесь носят платки, а на пляжах - специальные купальники, покрывающие и не облегающие тело. Никаких мини-бикини или тем более топлесс тут за километры вдоль берега не найти. И наблюдать это очень приятно, поскольку, насмотревшись этого в отеле, складывается ощущение, что вся Турция такая (хотя, конечно, всем известно, что это далеко не так). Далее, еда, разумеется, халяльная, об этом можно было и не говорить. В отеле имеется молельная комната, что тоже немаловажно: до ближайшей мечети топать прилично, а читать намаз одному в своём номере, отдыхая в мусульманской стране, - это попросту кощунство. Два бассейна, разделённых, как нетрудно догадаться, по гендерному признаку. Женский бассейн при этом расположен за высоченным ограждением, заглянуть через которое можно только с вертолёта. Это та «запретная зона», где сёстры уже имеют возможность расслабиться и позагорать в обычных открытых купальниках. Отвлекаясь от темы, не удержусь и скажу, что никогда не понимал тех людей, которые приезжают на море, но вместо горячего песка предпочитают топтать скользкий кафель и окунаться в хлорированную лужу…
Населяют отель, как опять же нетрудно догадаться, турки. Английский язык большинство из них не знает. Поэтому руководство гостиницы не видит необходимости дублировать различную письменно-настенную информацию на английский язык, что уже составило нам некоторые мелкие трудности. Английским относительно сносно владеет администратор. В окрестностях же больше в ходу немецкий язык, на котором кое-как могут изъясняться таксисты, продавцы и разный обслуживающий персонал. Русский язык в Газипаша пока не проник. Лично я из турецкого языка знаю только числительные (потому что они практически идентичны с татарскими), что хотя бы позволяет понимать продавцов фруктов на рынке, когда они называют цены. Наша светлая голубоглазая дочка пользуется здесь большой симпатией и популярностью: её просто затискали. В России как-то не принято трогать чужих незнакомых детей. У турок взять на руки или потрепать по голове считается нормальным. Не потому, что они нахальные, а просто детей очень любят, особенно таких «экзотических» для них.
А теперь о том, к чему здесь совершенно не применимо понятие «халяль», если понимать его в изначальном смысле как всё дозволенное в шариате. В первую очередь рассмотрения заслуживают музыка, песни и танцы. Некоторые братья при обсуждении какого-либо элемента халяль-индустрии, с ходу бракуют его: «Да какой же это халяль, когда там музыка?» Это касается не только отелей, но и, к примеру, кафе, где подаётся халяльная еда, в меню нет алкоголя, но имеется музыкальное сопровождение. Однако мы должны помнить простую истину: процентов 80 мусульман мира слушают музыку. Возможно, 80 - это ещё довольно скромная цифра. Я не говорю, что это хорошо, но констатирую, что это есть. Об этом сказал ещё пророк Мухаммад ﷺ: «Появятся в моей общине люди, которые сделают дозволенными для себя музыкальные инструменты, ношение шёлка, вино и прелюбодеяние». Поэтому если тем же молодым туркам сказать, что музыка в Исламе запрещена, то они как минимум очень удивятся. Да вы и сами знаете, что турецкая попса слушается по всему миру практически наравне с американской и европейской. Музыку им разрешают их же имамы, основывающие это на слабых либо ошибочных мнениях ханафитских учёных, касающихся данного вопроса. По этой причине курортного отеля без музыки и танцев, по всей видимости, не существует в природе: туда попросту никто не поедет. Владельцы халяль-отелей и так сделали много, исключив алкоголь, который, к сожалению, является одной из главных статей доходов всего мирового туристического рынка. Ведь ни один предприниматель никогда не вложится в заведомо убыточное дело.
Вторым моментом, запретность которого не подлежит сомнению, является смешение мужчин и женщин. На пляж ходят все вместе, в столовую тоже, по вечерам за столиками чаёвничают тоже вместе. И даже раздельные бассейны, о которых сказано выше, ограждают лишь женщин. Вокруг мужского же бассейна разгуливает свободно кто хочет, потому как рядом с ним находится бар с напитками. Понятное дело, что все здесь отдыхают семьями, которые разделяться не хотят: дети-то у папы с мамой общие. Но при всём при этом посторонние мужчины свободно видят чужих жён. К слову, турчанки и не особо скромничают. Не видел, чтобы какая-то из них потупляла взор и сторонилась мужчин. Они приучены находиться в светском обществе: учиться, работать и отдыхать всем вместе. Возможно, в некурортных городах Турции и намечаются тенденции к разделению полов, как в арабских странах: в транспорте, в кафе, в офисах, в спортивных учреждениях и т.д. В курортном гетто пока этим и не пахнет. А Всевышний Аллах, говоря о жёнах пророка ﷺ, которые являются примером для всех мусульманок, установил:
«Если вы просите у них какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (33:53).
На основании этого аята учёные утверждают, что даже преподавателю шариатских наук обучать женскую группу позволено через ширму, чтобы не видеть их. Что же тогда говорить о проведении совместного досуга? Все всякого сомнения, это не дозволено, однако данная проблема на курорте так же не поддаётся решению.
Отдых отдыхом, но не следует забывать и о духовной составляющей нашей жизни. К сожалению, постояльцы отеля мужского пола пренебрегают коллективным намазом, и в молельную комнату приходят считанные единицы. Все почему-то предпочитают молиться в своих комнатах. Особого удивления заслуживает утренний намаз фаджр (мы знаем, что коллективная утренняя молитва имеет очень много достоинств): не приходит никто! Я специально после азана, слышимого из далёкой мечети через дублирующие динамики, развешанные на некоторых столбах, ждал минут 20, но никто не пришёл. Если с началом месяца рамадан так же будет обстоять дело с молитвой таравих, то мне ничего не останется, кроме как ходить далеко пешком до мечети. Хочется верить, что это связано не с халатным отношением турок к главному предписанию Аллаха, а с тем, что они и так в повседневной жизни привыкли, что мечети есть под боком в каждом жилом квартале, а на отдыхе решили оставить коллективный намаз. Это для меня такая возможность представлена на вес золота, а для жителей Турции - обыденность, которую по этой причине некоторые перестают ценить должным образом.
Да и не стоит быть чересчур наивным. Образ жизни за пределами отеля зачастую далёк от исламского. Город Газипаша не производит впечатление религиозного. Свадебные кортежи с кабриолетами и невестами в декольтированных белых нарядах, как на западе, круглосуточные кафе, в которых дым коромыслом и пьяный обслуживающий персонал, вечерние свидания девушек с парнями, ночная дискотека на отдалённом морском берегу. Бородатый продавец ночного минимаркета, которого я поначалу принял за саляфита (потому что бороду среди турок отращивают единицы), спокойно продаёт пиво и сигареты своим посетителям - таким же туркам. Плюс этого города лишь один: он очень спокойный. Здесь нет столь масштабной ночной жизни, как в Аланье или Кемере. Здесь даже длинный морской берег в разгар дня практически пуст - выбирай любое место для купания. А ночью фонари горят далеко не везде. Поэтому для семей с маленькими детьми это подходящий вариант.
И последний вопрос, на который хотелось бы ответить: куда поехать? Увидеть Турцию во всей красе, само собой, в Газипаша не получится. Придётся выбраться довольно далеко отсюда. Дома мне по слухам рассказали, что в Турции очень дешёвые внутренние авиаперелёты. Я решил проверить эту информацию, благо в Газипаша имеется небольшой, но цивильный международный аэропорт. Съездил туда, чтобы узнать цены на билеты до Стамбула. Ну, и узнал, что дешёвые внутренние авиаперелёты в Турции - это миф. Потому что полёт в Стамбул туда-обратно в переводе на нашу валюту на двоих обойдётся в 24 000 рублей. Позволю предположить, что за такие деньги до Стамбула можно долететь от Москвы (уж в один конец точно). Да и сами посудите, ребята: литр обыкновенного 95 бензина для автомобилей здесь стоит 100 рублей. Если даже не учитывать падение рубля и считать по старому курсу, то пусть будет 60 рублей. Это средняя европейская цена за литр бензина. Похожую стоимость (65 рублей за литр) я видел в Хорватии, где был три года назад. Авиационное же топливо в два раза дороже автомобильного. Так спрашивается: с какого перепугу здесь должны быть дешёвые авиаперелёты? Авиакомпания «Turkish Airlines» должна в минус, что ли, работать? Как бы там ни было, отдать такие деньги за поездку в Стамбул - сущее расточительство. Дело даже не в том, что это будет поездка в огромный город на один день. Я катался в однодневные поездки в Питер и при этом устраивал себе весьма интересную и обширную программу. Дело в самом факте того, что глупо платить стоимость, за которую и из России в Турцию билеты купить можно. Продвинутые интуристы давно уже освоили такую хитрую штуку, как прокат автомобиля. Взял не слишком прожорливую машину - и забудь о такси и общественном транспорте, кати куда хочешь. Аренда обойдётся дешевле, чем плата за проезд, если вы собираетесь объехать посещаемую страну побольше. И международные водительские права - это вполне решаемая проблема, если у вас уже есть обычные. Жаль, что всё это красиво выглядит лишь на словах…
Это пока все наблюдения, которыми на сегодняшний день могу поделиться.
И хвала Аллаху, Господу миров!
отчёты о поездках,
путешествия