Иногда диву даёшься, сравнивая людей, старающихся следить за своим здоровьем, с теми, кто не озадачен такими вопросами. Удивление вызывает тот факт, что с виду между ними различий как будто бы и нет. Первые отказываются от курения, фаст-фуда, чересчур жирной и солёной пищи, еды, явно состоящей полностью из ГМО, алкоголя и прочих губительных вещей. Вторые спокойно потребляют всё перечисленное, совершенно не думая о последствиях для своего организма. И каков же результат? А в том-то и дело, что внешне между ними зачастую нет существенных различий: и те, и другие полноценно радуются жизни; обе категории достаточно выносливы и способны переносить нагрузки; и те, и те рожают вроде бы здоровых детей (во всяком случае без пожизненных дефектов и отклонений). Даже наоборот, часто заядлый куряка всю зиму здоров, весел и бодр, а некурящий и непьющий непрерывно страдает всякими ОРЗ, ОРВИ, не перестаёт кашлять, температурить и сморкаться. Хотя, по идее, вроде у некурящего-то иммунитет должен быть сильнее.
И тут начинаешь думать: а откуда тогда берётся чудовищная статистика, пугающая нас миллионами ежегодных смертей от курения табака? Хоть в одном свидетельстве о смерти написано, что такой-то человек скончался от сигарет? К примеру, все мои взрослые соседи мужского пола в деревне - заядлые курильщики со стажем, исчисляющимся десятилетиями. Глядя на то, как эти суровые мужики пашут огород, таскают сосновые брёвна и кирпичи, возводят бани и гаражи, устраивая по ходу работы неизменные перекуры, начинаешь грешным делом сомневаться и в чудовищной статистике, и в предупреждениях Минздрава. А уж если посмотреть, как они по вечерам бухают, а потом встают ранним утром с восходом солнца и вновь принимаются за работу, как ни в чём не бывало, и вовсе глаза на лоб лезут.
Другой пример - спортзал. В любую секцию боевых искусств ходят как презирающие курение и алкоголь, так и активные сторонники и того, и другого. В спортзале они смешиваются, и уже не отличить: кто из них за ЗОЖ, а кто - «пофигист». Когда я ходил на бокс, мой частый спарринг-партнёр после каждой тренировки по дороге домой смолил одну сигарету за другой, а «по настроению» мог опрокинуть и бутылку пива. Я же, как мусульманин и затем просто старающийся следить за своим здоровьем человек, не знал ни табака, ни алкоголя (и не знаю до сих пор), однако в учебном поединке я, как ни старался, никак не мог того парня измотать и отправить хотя бы в нокдаун. Хотя, теоретически, у него-то «дыхалка» должна быть слабее моей? И уже тогда меня всерьёз беспокоил вопрос: а что тогда вообще такое здоровый образ жизни™? Каков он, если у всяких куряк организм тоже работает, как часы, и физической выносливости им не занимать?
Чтобы прояснить этот момент, процитирую несколько отрывков из художественных произведений, где хорошо описана табачная зависимость у человека. Быть может, тогда мы придём к какому-то выводу.
Из рассказа (повести) А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:
«…Шухов, уже не запахивая бушлата, потому что до шмона оставалось недалеко, с веревочкой в руке догнал бригаду. И сразу разглядел: однобригадник его Цезарь курил, и курил не трубку, а сигарету - значит, подстрельнуть можно. Но Шухов не стал прямо просить, а остановился совсем рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.
Он глядел мимо и как будто равнодушно, но видел, как после каждой затяжки <…> ободок красного пепла передвигался по сигарете, убавляя ее и подбираясь к мундштуку.
Тут же и Фетюков, шакал, подсосался, стал прямо против Цезаря и в рот ему засматривает, и глаза горят.
У Шухова ни табачинки не осталось, и не предвидел он сегодня прежде вечера раздобыть - он весь напрягся в ожидании, и желанней ему сейчас был этот хвостик сигареты, чем, кажется, воля сама, - но он бы себя не уронил и так, как Фетюков, в рот бы не смотрел. <…>
- Цезарь Маркович! - не выдержав, прослюнявил Фетюков. - Да-айте разок потянуть!
И лицо его передергивалось от жадности и желания. <…>
…Цезарь повернулся к Шухову и сказал:
- Возьми, Иван Денисыч!
И большим пальцем вывернул горящий недокурок из янтарного короткого мундштука.
Шухов встрепенулся <…>, одной рукой поспешно благодарно брал недокурок, а второю страховал снизу, чтоб не обронить. Он не обижался, что Цезарь брезговал дать ему докурить в мундштуке (у кого рот чистый, а у кого и гунявый), и пальцы его закалелые не обжигались, держась за самый огонь. Главное, он Фетюкова-шакала пересек и вот теперь тянул дым, пока губы стали гореть от огня. М-м-м-м! Дым разошелся по голодному телу, и в ногах отдалось и в голове…»
Из «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова:
«Они уложили мертвеца обратно в могилу и закидали ее камнями.
Синий свет взошедшей луны ложился на камни, на редкий лес тайги, показывая каждый уступ, каждое дерево в особом, не дневном виде. Все казалось по-своему настоящим, но не тем, что днем. Это был как бы второй, ночной, облик мира.
Белье мертвеца согрелось за пазухой Глебова и уже не казалось чужим.
- Закурить бы, - сказал Глебов мечтательно.
- Завтра закуришь.
Багрецов улыбался. Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку…» (из рассказа «Ночью»);
«С головой Дугаев, не садясь, выпил через борт миски порцию жидкого холодного крупяного супа. Хлеб выдавался утром на весь день и был давно съеден. Хотелось курить. Он огляделся, соображая, у кого бы выпросить окурок. На подоконнике Баранов собирал в бумажку махорочные крупинки из вывернутого кисета. Собрав их тщательно, Баранов свернул тоненькую папироску и протянул ее Дугаеву.
- Кури, мне оставишь, - предложил он. Дугаев удивился - они с Барановым не были дружны. Впрочем, при голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия, быт еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси…
Дугаев жадно всосал сладкий махорочный дым, и голова его закружилась…» (из рассказа «Одиночный замер»).
Из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
«Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, -
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак».
Из романа В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»
«В карантинных землянках многолюдствие и теснота, драки, пьянки, воровство, карты, вонь, вши. Никакие дополнительные меры вроде внеочередных нарядов, лекций, бесед, попыток проводить занятия по военному делу не могли наладить порядок и дисциплину среди шатучего людского сброда. Давно раскурочены котомки старообрядцев и их боевых сподвижников, давно кончился табак, но курить-то охота и жрать охота. Промышляй, братва! <…>
"Ты зачем пришла сюда? - спросил Лешка Соломенчиху. - Здесь военная казарма. Нечего тебе здесь делать". Соломенчиха вынула трубку из беззубого рта, сплюнула, сиплым от табака голосом сказала: "Ха! Мне ничего не страшно. Я - колдунья. Это тебе страшно. Ты - живой!.." Она потянула из гаснущей трубки - одуряюще сладко запахло табаком. "Деляги впритырку курят на нижних нарах", - ответил Лешка, и ему тоже неистребимо захотелось курить. "Ну дай ты мне, Соломенчиха, хоть разок потянуть. Никакого туберкулезу я не боюсь. Тут вон и похлеще болезнь пристала!" - не дает старуха потянуть…»
Из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»:
«Казаки о чем-то пошептались, и один из них, придерживая здоровой рукой раненую, завязанную холстинным лоскутом, соскочил с повозки.
- Ваше благородие, погодите чудок. - Он бережно нес простреленную, тронутую воспалением руку, шел по дороге, улыбаясь Листницкому и увалисто переставляя босые ноги.
- Вы не Вешенской станицы? Не Листницкий?
- Да-да.
- То-то мы угадали. Ваше благородие, не будет ли закурить? Угостите, Христа ради, помираем без табаку!
Он держался за крашеный бок двуколки, шел рядом, Листницкий достал портсигар.
- Вы б нам уважили с десяточек. Нас ить трое, - просительно улыбнулся казак.
Листницкий высыпал ему на коричневую объемистую ладонь весь запас папирос, спросил:
- Много в полку раненых?
- Десятка два.
- Потери большие?
- Много побито. Зажгите, ваш благородие, огоньку. Благодарствуйте. - Казак, прикуривая, отстал…»
Из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
«…- Не надо, друг, не вспоминай! - тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..
Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он все же кое-как сделал крученку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал…»
Разумеется, подобных примеров в отечественной литературе можно встретить множество. Это только то, что мне удалось вспомнить и найти. Прочтение подобных эпизодов в литературных произведениях всегда вызывало у меня недоумение, непонимание и озадаченность. Некурящему человеку, видимо, не дано понять: как можно делать такой культ из табака в столь суровых условиях? В колымском лагере смерти, где в живых остаются единицы, либо на войне, где у тебя на глазах то и дело гибнут боевые товарищи, - что заставляет человека так страстно хотеть курить? Что это за вожделенное желание, за удовлетворение которого человек готов отдать последнее, что у него есть? Почему оно превалирует над разумом, диктующем, что есть вещи куда поважнее: в частности, сохранить себе жизнь? Неужели ты отсрочишь самому себе смерть, если сделаешь одну-другую затяжку? Да никогда!
Вывод напрашивается один. Курение табака - абсолютно ненужная, а в экстремальных условиях - чрезвычайно обременительная привычка. Даже если не верить статистике Минздрава и принять, как есть, отсутствие видимой разницы в состоянии здоровья курящего и некурящего, следует признать, что курение - это в первую очередь сильнейшая психологическая зависимость, и в этом отношении некурящий человек гораздо сильнее, чем курящий. Попав в суровые и опасные для жизни условия, у него больше шансов и выжить, и сохранить человеческое лицо. Да, невозможно победить голод или жажду, не утолив их пищей или водой. Невозможно отучить себя есть и пить, и эти потребности организма часто тоже зашкаливают до такой степени, что человек начинает попросту сатанеть и готов ради насыщения пойти даже на преступление. Но если действия голодного хоть как-то оправданы, то дикую тягу к курению можно предотвратить элементарным образом: просто не начинать курить. Не впадать изначально в эту зависимость, поучаясь на чужих ошибках, которые мы видим хотя бы из вышеприведённых отрывков художественных произведений.
Почему в воинских частях всем солдатам-срочникам в неограниченном количестве выдают сигареты? Когда я служил, у некоторых сослуживцев в тумбочках лежали целые блоки так называемых «уставных» сигарет. Это солдатское название говорит само за себя: от слова «устав». Воинские уставы не просто позволяют, а поощряют эту привычку, снабжая солдат всем необходимым для её поддержания. Спрашивается, зачем? Как же пресловутый первый пункт устава, гласящий, что «военнослужащий обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной жизни»? Если молодой человек, попав в армию, обязан терпеть отсутствие всего того, к чему он привык дома (вкусная еда, неограниченный сон, общение с противоположным полом, свобода передвижения и т.д.), то почему не заставляют терпеть и лишение возможности курить? На это могут ответить, что слишком жестоко будет лишать «последнего удовольствия» солдата, жизнь которого и так скучна, сера и однообразна. Могут сказать, что тяжко придётся перенести это испытание тому, кто пришёл с «гражданки» с уже приобретённой курительной привычкой. Но в таком случае возникают логичные вопросы: а почему тогда солдатам не выдают по уставу водку? Ведь многие могли страдать на «гражданке» алкогольной зависимостью. Почему по уставу не выдают героин? Ведь кто-то мог придти с «гражданки» наркоманом, и в армии у него начнётся ломка, от которой он сойдёт с ума.
Пусть спросят люди у любого медика: какая в курении польза и есть ли от него вред? Любой медик ответит вам, что пользы нет абсолютно никакой, а вред весьма значителен (даже если этот врач сам курит). Так каков же смысл подвергать себя вреду без извлечения обратной пользы?
«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (Коран, 4:29).
«… И не ввергайте себя собственными руками в гибель!» (Коран, 2:195).
Никогда не знаешь, где и в каких условиях ты по воле Аллаха окажешься в следующий момент своей жизни. Ненужные вредные привычки, излишнее бремя в таких случаях - это гибель. А Пророк Мухаммад ﷺ сказал так: «Ешь благое - и тогда ты будешь получать ответ на свои мольбы». Вредный для здоровья табачный дым, проникающий внутрь, благим не может быть по определению. А отдаление от Аллаха, неизбежное ввиду непринятия Им твоего поклонения, - это не что иное как гибель. И хвала Аллаху, Господу миров!
26 зуль-хиджа 1435 (20.10.2014)