Страшные Соломоновы острова

Mar 12, 2009 15:21

Лет двести назад, когда маяки в Ла-Манше можно было пересчитать по пальцам, не было славы мрачнее, чем у островов Шилли и Уэссан, побережья Корнуэлла, Лизарда и мыса Край Земной. Слава эта гуляла в рассказах об угрюмых скалистых берегах и о коварных аборигенах тех мест.
Здесь теплее, чем в самой Англии, здесь растут травы и деревья, не выживающие нигде более на «острове туманов», птицы образуют огромные, все растущие колонии. Острова давно объявлены государственным заповедником и стали одним из лучших объектов экологического туризма в Европе. Сто сорок скалистых островков, омываемых теплыми струями Гольфстрима, давно уже безопасны для проплывающих мимо и подходящих к Шилли и Уэссану судов...
А меж тем на протяжении многих веков жители прибрежной полосы пролива промышляли тем, что заманивали на скалы проходящие корабли. Когда «дело выгорало», они брали в плен моряков и делили корабельный груз. Само заманивание в ловушку не было особо сложным делом: нужно было просто гасить маяки и зажигать фальшивые огни. Обыкновенно фальшивый огонь был фонарем, привязанным к рогам выгнанной на берег коровы. Такие постоянно меняющие координаты «коровьи маяки» осветили путь к гибели не одной сотне судов.
Не зря еще недавно в Англии жива была шутка: жители островов Шилли так и не научились есть овсяную кашу, если она не сдобрена подливой из клерета или бренди, приобретенными «по милости Божией» лет сто назад. А в особо торжественных случаях хозяева на Шилли подают на стол китайский чай из старых запасов - из груза чайного клипера «Брат Тук», капитан которого тоже принял фонарь на коровьих рогах за маяк...
Мрачные шутки. Но ведь у обитателей островов Шилли был даже свой покровитель, якобы способствовавший им в их отчаянном промысле. Имя его было Святой Уорна, и молились ему только в штормовые ночи. Когда в 1610 году сэр Джон Киллигрю на свои средства соорудил на мысе Лизард первый маяк, местные жители пришли в ярость: маяк лишил их «Божией милости», то есть надежного приработка. Вплоть до конца XVIII века в церкви на острове Св.Марии священники в проповедях без стеснения просили: «Молим тебя, Господи, не о том, чтобы были кораблекрушения, но о том, что если они по Твоей воле произойдут, ты указал бы им место на островах Шилли ради их бедных обитателей». А в XVII веке священник острова Уэссан, осерчав на прихожан за скудость пожертвований, сообщил им, что Бог не посылает на скалы острова ни одного судна не иначе как в наказание за скупость жителей.
Говорят, что на том месте, где сейчас возвышается маяк «Волчья Скала», то есть между островами Шилли и мысом Край Земной, до XV века стояла скала с гигантским гротом. Звук штормовых волн, разбивавшихся в этом гроте, был слышен на мили вокруг - как будто сама природа оделила мореплавателей этим спасительным колоколом, предупреждающим об опасности. Но однажды грот исчез... Нет, его не смыло волной, не разбило прибоем. Обитатели мыса Край Земной не поленились разрушить его и разровнять берег так, словно никакого грота здесь не было и в помине.
Много было катастроф у скал Шилли, но самая драматичная, пожалуй, произошла в 1707 году, когда средиземноморская эскадра флота ее Королевского Величества приближалась к берегам Англии. До Портсмута оставалось несколько часов хода. Командующий эскадрой адмирал сэр Клаудисли Шовель дописывал последние строки отчета. На рассвете следующего дня, 23 октября 1707 года, его ждали триумф, почести и награды за блестяще проведенную осаду и захват Барселоны, обстрел и налет на Тулон.
Судьба распорядилась иначе. Из-за шторма и ошибки в расчете курса поворот на восток привел флагманский корабль эскадры на риф Гилстон, расположенный между островами Самсон и Св.Марии. Это ошибка стоила Англии двух с половиной тысяч моряков и пяти кораблей. Адмиралу она стоила жизни. Флагман - 96-пушечная «Ассоциация» оказалась опрокинута накатом океанской волны в пенные буруны у скал в одно мгновение. Вслед за ней на рифах оказались шедшие в кильватере 70-пушечный «Орел», 54-пушечный «Ромни» и фрегат «Феникс». Следовавший за ними брандер «Пылающий», проскочив гряду рифов, ударился о прибрежные скалы. Остальные корабли успели повернуть на запад и ушли в открытый океан дожидаться рассвета.
...На первый взгляд может показаться, что повествование о «коровьих маяках», «Божией милости» и «роковой ошибке адмирала Шовеля» - всего-навсего вариации легенд угрюмых островов Уэссан и Шилли. В первой половине ХХ века к ним относились как к занятным побасенкам. Но вот однажды одному из историков показалось немаловажным упоминание о том, что на борту флагманского корабля «Ассоциация» в момент его гибели находилось несколько бочонков золотых монет, награбленных в Барселоне.
Министерство Военно-морского флота снарядило водолазов, поднявших за три года со дна дюжину полусгнивших шпангоутов, множество изъеденных ржавчиной пушек и ядер, а также десятка два золотых монет. Вторая экспедиция дала более интересные результаты. Буквально в сотне метров от места работы первого отряда поисковики наткнулись на россыпи золотых и серебряных реалов, пиастров, крон, полукрон и флоринов; кроме того, на поверхность были подняты многие предметы корабельного обихода, личные вещи командного состава эскадры.
Как только газеты объявили о находке - в Англии отыскались... наследники адмирала Шовеля. Руководству экспедиции пришлось делать специальное заявление о том, что найденные аквалангистами «золотые россыпи» никак не являлись личной собственностью адмирала Шовела. Но радость и шумиха вокруг находки пробудила еще один миф - о «Божией милости». В прибрежных водах Шилли покоится немало погибших судов, чьи сокровища - реальные и мнимые - не дают покоя кладоискателям. И множество «взыскующих милости», не взирая на существующее законодательство и меры по охране государственной собственности, ринулось в морские глубины - с энтузиазмом, достойным их простодушно-кровожадных предков с островов Уэссан и Шилли...

(george_rooke)

англия, клио, пираты

Previous post Next post
Up