Бич Божий

Dec 09, 2008 11:15

Однажды Аттила убил родного брата.
Произошло это так.
Аттила был младшим братом Бледы, а их отец, Мундзук, был младшим братом двух гуннских королей, у которых были свои дети. Но случилось так, что оба короля умерли, и их дети тоже, и Мундзук тоже умер. У королей и Мундзука был еще один брат, самый младший, но он тоже умер, а двое его сыновей бежали в Константинополь, ибо Аттила смолоду был скор на расправу. Таким образом, новыми королями гуннов стали Бледа и Аттила.
Обычай делить власть между двумя братьями ужасен, он несет в себе зародыш гражданской войны, и Аттила тоже так думал. Но его брат не отличался такой же мудростью, хотя и был старшим. Трон - сиденье одноместное, и тут уж либо почтительно уступать его брату, либо садиться самому. Аттила никогда не умел быть почтительным. Поэтому в одну темную ночь он с верной дружиной пришел в дом Бледы. Историки не пишут о том, как умер Бледа. Может быть, Аттила убил его своей рукой, из уважения к отцовской крови, текшей в жилах Бледы, - нельзя ж, чтобы ее пролил недостойный. А может, Аттила не захотел, чтобы его обвиняли в пролитии родной крови. Кто их разберет, этих гуннов, что у них там считалось приличным.
Жен Бледы Аттила убивать не стал, и даже подарил каждой по деревне, где вдовы стали королевами. Про детей Бледы не упоминает ни одна летопись. Зато пишут про двоюродных братьев Аттилы, тех самых, которые бежали в Константинополь. Аттила, убив Бледу, пошел войной на византийские провинции, много пожег и награбил, и сказал, что не уйдет, покуда не выдадут ему перебежчиков царской крови. Конечно, ему выдали - да кому нужны эти отпрыски кочевых князей? Аттила с помпой и всем уважением посадил царевичей на кол.
Так Аттила стал королем гуннов.

***

Однажды к Аттиле подослали убийц.
Произошло это так.
Базилевсу Феодосию сказали, что Аттила - точно Бич Божий. Никаких сомнений. Все приметы совпадают. Уж больно кстати случилось землетрясение, до основания разрушившее крепостные стены византийской столицы. Базилевс, понятно, немедленно устроил крестный ход, сам босиком по улицам шел. А один его префект, человек, явно живший по пословице «на Бога надейся, а сам не плошай», в это время за шестьдесят дней стены восстановил. Не успел он вытереть пот со лба - нате вам, гунны! Прям под стены пришли. Точно, Бич. Видать, базилевс молился на совесть, потому что Господь тем Бичом погрозил, да бить не стал, а вместо того наслал моровое поветрие на гуннские орды. Половину сгубил болезнью, не меньше.
Правда, Аттиле забыли сказать, что он Бич Божий. Про эпидемию его тоже предупредить забыли. Поэтому поглядел он на свеженькую кладку стен, поскреб редкую бородку, крякнул с досады - да и пошел со своей армией другой город брать. Взял. В том городе десять лет после штурма только вороны и жили.
А базилевс засомневался: правда ли, что Бич Божий? Посоветовался с приближенным евнухом на предмет, как бы это проверить, чтоб не брали всякие там варвары на себя слишком много. Не каждому такая честь выпадать должна - Бичом Божиим быть. Евнух по имени Хрисанф сказал: надо к нему убийц подослать. Не выгорит дельце - значит, Бич. Выгорит - нам же лучше. Базилевс согласился. Ему Аттила как кость в горле был. Ну что это такое - чуть тебе дань не выплатили, грозить войной? Никакого воспитания. Одно слово - варвар, представления не имеющий о дипломатии.
Аттила, как всякий варварский король, почитал себя богом, а к дипломатии относился даже очень хорошо: приятно, когда твоим послам все вокруг подарки делают. Особенно дорогие подарки были от византийцев. Поэтому Аттила, когда хотел наградить хорошего человека, отправлял его с посольством к базилевсу.
И настал черед некоего Эдики, который за охрану Аттилы отвечал. А Эдика раньше был свободный вождь, но пришел Аттила и сделал его своим вассалом. Едва Хрисанф увидал Эдику, так и решил, что нужного человека нашел. Уж наверное бывший вождь недоволен своим положением! Хрисанф ему и сказал: убей Аттилу, потом приезжай сюда, я тебе много подарков дам. Эдика подумал и ответил, что нужно 50 фунтов золота на подкуп дружинников, Хрисанф послал за казначеем, мол, разве это деньги? Эдика запомнил, но возразил: сразу нельзя, ибо по возвращении он должен похвастаться перед Аттилой подарками, а как он объяснит, за что ему такую кучу золота подарили? Нет, золото надо прислать потом. И тайно.
Вернулся Эдика к Аттиле - и все ему рассказал.
- Прекрасно! - воскликнул Аттила. - Пятьдесят фунтов золота - хорошие деньги, нельзя от них отказываться! Говоришь, у него золота еще много?
В назначенный день на место тайной встречи прибыл сам Аттила. Золото, предназначенное для его убийц, отобрал, Эдику наградил, а знатного византийца, который деньги привез, в плен захватил. И еще пятьдесят фунтов выкупа за него потребовал. А чего ж не потребовать, если у Хрисанфа денег куры не клюют?
Этого Аттиле показалось мало. Он послал своих приближенных к базилевсу - сумку вернуть, в которой золото везли, и сказать: «Ты ко мне убийц подсылал, как раб, хозяина предающий. Ну и кто из нас после этого варвар?». Аттила, как порядочный рэкетир, считал так: раз платишь мне дань - ты мой раб.
Глядели византийцы на пустую сумку, головами качали: точно, Бич. Теперь никаких сомнений.
И деньги, какие Аттила требовал, выплатили.

***

Однажды Аттила чуть не женился на римской принцессе.
Произошло это так.
Жила в Римской империи одна девушка, у которой гонор уступал только ее знатности. Дочь регентши, сестра императора. Звали ее, понятно, Гонория. Она мечтала стать императрицей, но в Римской империи женщина могла править только от имени мужа или сына. Так поступила мать Гонории, и принцесса, само собой, хотела повторить ее опыт. Но у нее не было ни мужа, ни сына, потому что замуж ее, с такими-то мечтами, выдавать не спешили. А она хотела - не только для амбиций, но и для себя. Взрослой женщине куда приятней жить с мужем, чем с одними только неудовлетворенными амбициями.
И вот, осатанев от безбрачия, Гонория решила выдать себя замуж. В женихи она выбрала Аттилу. А что? По меркам римлянки, Аттила был очень некрасив - небольшого росточка, коренастый, с большой головой, редкой бородкой и ужасным цветом лица. Зато, утешала себя Гонория, у него величественная осанка. И самое главное - он король страшных варваров. Он точно отомстит ее родственникам за пренебрежение естественными нуждами принцессы. А его дурные манеры и варварские привычки она как-нибудь цивилизует. В конце концов, ее родная мать в юности сходила замуж за готского короля Алариха - и ничего, жива осталась.
Сказано - сделано. Гонория пишет Аттиле прочувствованное письмо: меня тут обижают-мучают, замуж не пускают, а я только о тебе и мечтаю, и приданое у меня большое. К письму прилагает перстень, в знак обручения, и отправляет к Аттиле доверенного евнуха.
Аттила крепко призадумался. Жен у него было много, и сплошь дочки вождей, но римская царевна в гареме ему бы не помешала. Смущало только, что она сама себя предложила. Как-то не к добру это было. Но отказывать сразу не стал. Евнуха домой отправили, с утешительными известиями, мол, давай познакомимся поближе, узнаем друг друга получше, а там и о браке подумаем, дело ведь серьезное, не на час сходимся - на всю жизнь. До Гонории евнух не доехал, ибо был схвачен шпионами ее братца и мучительно казнен. Братец наконец сообразил, во что выливается воздержание Гонории от плотских радостей, и быстренько спровадил сестренку замуж - за старого и спокойного, как дохлый лось, патриция. Больше Гонория не бунтовала.
А в это время сестра другого императора, византийского, сделала то же самое: вышла замуж и провозгласила мужа императором. А муж ее был из фракийских, решительный слишком. Первым делом он взял - да и перестал выплачивать дань Аттиле. Аттила по привычке войной пригрозил, а новый император, радостно так - а слабо? Аттила бороду поскреб, орды свои посчитал - и решил, что таки да, слабо. Но воевать с кем-то надо было, потому что подданные добычи хотели, и тогда Аттила обратил взоры на Рим. А что? Его законную невесту, Гонорию, замуж там выдали, приданое ее присвоили, наказать надо.
И пошел войной. До Рима не дошел, решил, что Галлию пограбить проще, там ему не слишком повезло, хотя могло быть и хуже, в общем, остался Аттила с носом.
Уж лучше б женился, когда предлагали.

***

Однажды Аттила умер.
Произошло это так.
Сначала он женился. Он делал это часто, потому что варварские короли не верят в дипломатию, а полагаются только на кровные узы. Как один король захочет с другим дружить, так сразу ему дочку свою в жены присылает. С Аттилой хотели дружить все, поэтому жен у него было много. Он привык уже время от времени жениться.
На свадебном пиру Аттила крепко перебрал. Слуги довели его до брачного покоя, спать уложили. Невеста рядом легла и тоже уснула. Утром просыпается - батюшки, а Аттила-то умер!
Почему-то все великие грабители умирают глупо и нелепо. Кто от пьянства, кто от дизентерии. Словно Бич Божий - это вещь, отслужила свое, ее и выбросили на помойку.
Гунны на этот счет были другого мнения. Считали, что Аттила умер очень хорошо и правильно. Главное, мстить за его смерть никому не надо. Поэтому они устроили великий плач и всенародный траур, похоронили Аттилу тайно, как водится, чтоб могилу его никто не осквернил, а то вандалов в Европе хватало.
И стали складывать легенды. Жаль, что до нас они не дошли, ибо гуннская империя умерла вместе с Аттилой, и гунны тоже вымерли, и даже из всего гуннского языка сохранилось, говорят историки, единственное слово, да и то славянского происхождения.
Вот такая у них, завоевателей, тяжелая жизнь.

(http://prokopchick.livejournal.com/2817.html)

ЖЗЛ, литература

Previous post Next post
Up