Кондотьер без головы

Mar 24, 2008 14:11

Эразмо да Нарни, более известный как Гаттамелата, с конца 1430-х отошел от дел. Старость и болезни уже не позволяли, как прежде, участвовать в быстрых маршах по североитальянским горам и ввязываться в короткие, но утомительные стычки с миланскими отрядами. Эразмо ушел на покой, получал большую пенсию, при венецианской поддержке стал тираном Падуи - и жил не тужил. Еще бы! Когда столько венецианских отрядов открыто называются "гаттески" (то есть "ребята Гаттамелаты"), а родня Эразмо вовсю ими командует, даже скупердяи из венецианского сената десять раз подумают, прежде чем обидят старичка-пенсионера. Для венецианцев были в этом и свои плюсы: Падуя в надежных руках, и наследники Гаттамелаты воевали не за страх, а за совесть.
Но Гаттамелата недолго наслаждался властью и в 1443 мирно скончался. Полные признательности, наследники решили увековечить память кондотьера. К тому времени опыт по этой части был довольно богатым. Понятное дело, всякий уважаемый кондотьер должен быть изображен непременно сильным, гордым, на горячем боевом скакуне и в полном доспехе. Как дедушка Хоквуд и даже лучше.
Однако барельефы и просто пышные надгробья уже казались слишком заурядными и простыми. И тогда был устроен конкурс среди художников, и заказ достался флорентинцу Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известному как Донателло.
Выбор этот был не случайным. Во-первых, Донателло совершил настоящую революцию в искусстве, создавая полностью трехмерные статуи. Во-вторых, участвовал в украшении флорентинского Баптистерия. В-третьих, был одним из немногих скульпторов, удачно занимавшихся литьем из бронзы. А созданная незадолго до смерти Гаттамелаты бронзовая статуя библейского Давида поставила его вне конкуренции среди итальянских скульпторов. Бронза - это серьезно и солидно. И это надолго. Если создать мощную конную статую из бронзы,да еще объемную, а не какое-то там жалкое надгробье и морально устаревший барельеф - будет памятник что надо! А еще вспомнилась знаменитая бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия. И "гаттески" поняли - памятник должен быть таким и только таким!
Сын Гаттамелаты, Джанантонио, и породнившиеся с кондотьерам венецианские вельможи из рода де Леонессе спонсировали этот заказ.
В 1447 году Донателло приступил к работе. Однако работа затянулась. Мастер столкнулся с массой сложностей как художественного, так и инженерного характера. Статуя была огромной, поистине монументальной. А ведь нужно было создать статую коня, сделать фигуры человека и коня соразмерными, учиться с самого начала многим вещам. Кстати, не исключено, что многие венецианские, флорентинские и падуанские ученые давали консультации по поводу античной скульптуры, вооружения, конных изваяний, доспехов...
Но мало спроектировать. ЭТО нужно было еще отлить из бронзы! К тому времени добрую тысячу лет никто не брался за подобный проект. И не случайно: даже сто лет спустя после Донателло художественное литье было сложнейшей задачей, особенно если дело касалось крупных изваяний. Тот же Челлини едва не запорол заказ Франциска I, чуть недорассчитав состав бронзы. Великий Да Винчи так и не смог создать конную статую Франческо Сфорца, хотя все восхищались ее огромной моделью. Восхищались - пока шальное ядро не разнесло макет. Да и вторая классическая статуя кондотьера, памятник Коллеоне, была создана лишь десятилетия спустя - видимо, мало кто рисковал взяться за подобный проект.
Вот и у Донателло работа застопорилась. Как гласит легенда, заказчики так допекли Донателло требованиями поскорее закончить, что в один прекрасный день он в раздражении снес голову у статуи Гаттамелаты. Тогда заказчики пригрозили, что и с его головой могут сделать то же самое.
Услышь такое да Винчи - и статуе не бывать. Если бы такое сказали Челлини, без головы бы мог оказаться не только Гаттамелата, но и многие его наследники. Никакая кондотьерская выучка не помогла бы - Челлини был психом даже по меркам самых отчаянных наемников. Микеланджело бы закатил скандал, но статую бы сделал... еще позже, чем Донателло, ибо скульпторов надо уважать!
А добряк Донателло только заметил, что ничего против не имеет, главное, чтобы его голову смогли так же умело вернуть на место, как он вернет на место голову статуи. Наследникам кондотьера пришлось удовольствоваться этим ответом, и в 1453 году изваяние было наконец готово. Бронзовую конную статую Гаттамелаты поставили на главной площади Падуи, перед огромной базиликой Св.Антония, где она до сих пор и стоит. Ну а голова Донателло осталась при нем, как и слава первого скульптора Ренессанса, создавшего не только трехмерное обнаженное изваяние из бронзы, но и полноценную объемную конную статую, не уступаюшую лучшим образцам античности и ставшую образцом для всех последующих.
Кстати, если самого Гаттамелату помнят не очень хорошо, то его статую и идеализированную, благородную голову, напоминающую лучшие римские образцы - до сих пор не только помнят, но и регулярно рисуют в целях тренировки начинающие художники.Это настолько частое упражнение, что, подозреваю, многие из юных талантов с радостью бы снесли голову бронзовому Гаттамелате, причем окончательно и бесповоротно.

(Zamkompomorde c wirade.ru/forum)

художники, италия, клио, кондотьеры

Previous post Next post
Up