Венецианская Катерина Киприда

Jun 21, 2007 18:07

Когда-то, увидев репродукцию я подумала "экая Кабаниха в короне!", и прочитав подпись "Катерина Корнаро, королева Кипра", изготовилась узнать историю какой-нибудь жестокой тиранши. Однако в этом случае впечатление с реальной биографией не совпало. Катерина Корнаро была скорее жертвой.
Со времен крестовых походов Кипр был владением Лузиньянов. Собственно, это королевство крестоносцев продержалось дольше всех остальных, историки даже придумали слово "франкократия". однако в начале 15 в. королевство Кипрское пришло в упадок и стало вассалом турецкого султана.
Предпоследним королем этой династии был Иоанн (Жан), которого было двое детей - законная дочь Шарлотта (матери из Палеологов) и внебрачный сын Иаков (Жак). В 1458 году Жан умер, оставив престол Шарлотте. Жак бежал в Египет, дал, как водится, взятку султану, и с помощью турок захватил престол, при этом бежала уже Шарлотта.
Однако правление Жака было шатким. Нужен был спонсор и покровитель, на роль которого выдвинулся Марко Корнаро. Род Корнаро имел давние связи с Кипром, и там у них были обширные владение, в том числе город Фамагуста. И была у Марко дочь Катерина...
Большинство историков рисуют историю сватовства Жака в романтическом свете. Будто бы еще во время изгнания увидел ее портрет, и воспылал... Увы, жизнь мало способствует романтическим представлениям. Нормальная сделка - Корнаро укрепляют Жака на троне, Жак делает представительницу рода королевой. тем более что в начале переговоров о женитьбе Катерине было всего 10 лет.
По заключенному договору Катерина должна была наследовать престол независимо от того, будут ли у нее дети в браке с Жаком. При наличии такого пункта в контракте следовало очень хорошо подумать, прежде чем подписывать, но, видно Жак уж очень нуждался в помощи Венеции. Правда, как утверждает современный биограф Катерины Г. Росси, в последующие годы Жак делал все, чтобы уклониться от брака. Но отступать было некуда.
Катерина тем временем получила титул "дочери святого Марка и Венецианской республики", что дало современникам повод поострить на тему внезапно объявившегося у евангелиста Марка потомства. При этом оговаривалось, что если она умрет, не оставив потомства, ей наследует - правильно, Венецианская республика. Так что сценарий был уже намечен.
В 1472 г. Катерина прибыла на Кипр, где с большой помпой была отпрзднована свадьба с Жаком. Отсчет пошел.
Меньше чем через год, когда Катерина была на сеьмом месяце беременности, у Жака случился острый приступ желудочных колик. Глава государственного совета Андреа Корнаро - дядя Катерины, и ее кузен Марко Бембо - никого не впускали к королю. Через пару суток Жак был мертв, а на руках у Андреа и Марко - завещание в пользу Катерины. Тут начался гадюшник в международном масштабе. Свои интересы в этом регионе имели и испанцы, и турки. Попыталась вставить свои пять сольди и изгнанная Шарлотта, напомнив, что вообще-то законной королевой является она. При этом дернуло ее обратиться за помощь к тем же венецианцам. Командующий венецианской аримей чеканно ответил, что "его удивляет, что она думает, будто право на престол дает закон, а не оружие".
Тем временем Катерина родила сына, также названного Жаком. И если иностранные державы это обстоятельство как-то сдеражало, то то утихомирить атмосферу на острове уже не могло. О том, что Андреа Корнаро и Марко Бембо отравили короля, чтобы передать власть венецианцам, говорили все громче и в 1474 г. на Кипре встпыхнуло восстание. Андреа и Марко были убиты.
И тогда из Венеции выдвинулась эскадра под командованием адмирала Мочениго. Причиной отправки была названа "необходимость защиты свободы" (про демократию еще не придумали). Восстание было подавлено, граф де Руха, которого восставшие хотели видеть королем - заточен в Венеции. Заодно на всякий случай, с Кипра вывезли мать покойого короля и его внебрачных детей. А для установления власти дожем были назначены два консула и проведитор.
Что последовало дальше - легко предугадать. Король Жак Посмертный, не достигнуви годовалого возраста, скоропостижно скончался.
Катерина, будучи в отчаянии, написала венецианскому правительству письмо, где называла означенных консулов и проведитора в гибели сына. На сей раз речь шла не об отравлении, а о запрете оказания медицинской помощи больному ребенку. Официальной реакции на письмо не последовало, но вскорости все названные в письме лица в течении недели покинули сей мир... Кто об этом позаботился - сторонники Лузиньянов (они ушли в изгнаниие), Катерина или венецианское правительство? Не знаю, но последняя версия представляется наиболее вероятной. Назначили новых консулов, и Катерина осталось сугубо декоративной фигурой. Поначалу она жаловалась на отстствие реальной власти. Потом стала искать утешения во внешней роскоши...
Так прошло пятнадцать лет. Затем заговорили о предстоящем браке Катерины с сыном неаполитанского короля Ферранте. Опять-таки, не знаю, чья была инициатива - сторонников Лузиньянов или самой Катерины, встречались обе версии. В любом случае такой исход для Венеции был неприемлем. И в 1488 г. на Кипр был отправлен брат Катерины Джорджо, который был обязан потребовать от нее отречения.
Поначалу Катерина уперлась, и на все уговоры отвечала, что уже потеряла мужа и сына, и уж корону не отдаст. В конце концов Джорджо, устав от обиняков, вынужден был прямым текстом сказать, что в случае отказа Катерину убьют, да и всем Корнаро не поздоровится. И Катерина подписла отречение от престола в пользу Венецианской республики.
На родине ее встечали как национальную героиню. Многолетняя операция по присоединению Кипра к венецианским владениям увенчалась успехом. В честь возвращения Катерины были устроены пышные празднки, в том числе - гонки парусных судов (с тех пор и пошел обычай ежегодно в сентябре устраивать в Венеции регату). Взамен утерянного королевства Катерина получила синьорию Азоло. Там, в живописном приморском городе, она вела жизнь в окружении поэтов и художников... Тут в биографических очерках о Катерине предпочитают ставить точку. Но, увы, это был еще не конец.
Почти через двадцать лет Катерина, в результате неудачных военных действий республики, лишилась Азоло. И тогда она стала предпринимать шаги по возвращению кипрского трона. Вряд ли бы 56-летняя бездетная женщина чего-либо добилось, но венецианское правительство решило подстраховаться. Причем не сильно утруждаясь по части оригинальности методов. Ну да - у Катерины внезапно случился приступ кишечных колик, и на третий день она скончалась.
Несчастная в жизни, Катерина взяла определенный реванш в искусстве. Ее образ вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Наиболее известное произведение, посвященное ей - опера Доницетти, и сию пору идущая на сцене.
А Кипр оставался в руках венецианцав до 1572 года, когда он перешел под власть турок. Тоже, кстати, не без участия женщины. Но это уже совсем другая история.

Большой портрет Катерины Корнаро тут: http://www.nastene.ru/images/image2541.jpg

(Nava-Goldenhead c http://wirade.ru/forum)

ЖЗЛ, клио

Previous post Next post
Up