Пиратская лирическая: испанские каперы

May 07, 2007 16:23

Это было в начале XV века, во время Столетней Войны. Знаменитый английский капер Гарри Пэй буквально опустошил французское побережье, и арманьяки стали лихорадочно готовить акцию возмездия. Но с кадрами не ладилось. У себя толкового адмирала арманьяки не обнаружили, пришлось обратиться... к испанцам. У испанцев сыскался-таки подходящий моряк. Испанский дворянин Педро Ниньо, родом, кажется, из Каталонии. Он немало воевал в Средиземном море и обладал большим опытом управления галерами. Ниньо временно поступил на французскую службу, возглавил объединенную эскадру (долго, ох долго собирали галеры - с бору по сосенке) и устроил такой рейд на базу Гарри Пэя, что англичане горько пожалели о своем налете и надолго запомнили испанца. Но Век Весла не вечен, и таких корсаров в Испании больше не было.

===

А это случилось в XVII веке. Генри Морган устроил налет на испанские колонии в Новом Свете с Барбадоса. Официально между Англией и Испанией царил мир, но Морган и его родня (весьма влиятельные лица из барбадосской администрации) на голубом глазу утверждали, будто коварные испанцы готовили нападение на англичан, а героический Морган, дескать, спас родные колонии. Возмущенные испанцы, конечно, протестивали, но безрезультатно.
И редкий случай - у одного гордого дворянина лопнуло терпение. Этого горячего парня звали Пардал. Кстати, был он не испанцем, а португальцем. Настроен Пардал был решительно, приобрел испанский корсарский патент (случай нечастый!) и снарядил корабль. В отместку за рейд Моргана он разграбил несколько английских судов и даже напал на побережье Барбадоса. Экспедиция была в меру успешной, а уж шум поднялся...
Но вскоре Пардал столкнулся в море с английскими пиратами. Он сражался очень храбо. Но англичане были профессионалами.
Отчаянный португалец погиб во время абордажа, его корабль захватили. Любопытные пираты обнаружили в капитанской каюте целую поэму, написаную Пардалом собственноручно и прославлявшую его подвиги. Видимо, романтичному португальцу не давали покоя не только налеты Моргана, но и "Луизиады" Камоэнса.
И похоже, именно Пардал был прототипом капитана Диего де Эспиноса-и-Вальдеса из романа Сабатини. Который разграбил Барбадос, после чего Блад со товарищи захватил "Синко Льягас" и превратил победу в поражение.

===

Участь жертв морского разбоя во все времена была незавидной: рабство, галеры или, если повезет, свобода за разорительный выкуп. В эпоху религиозных войн появилось новшество: морские разбойники теперь еще и за души боролись. И надо сказать, бизнес был иной раз очень прибыльным. Например, можно сманить христианина-канонира на родной галеас. Ему - свобода и избавление от галер/работорговцев, берберским корсарам - ценный специалист.
Такие вероотступники были обычным явлением и в огромном количестве служили новоиспеченным "братьям по вере". Они подчас делали хорошую карьеру. Многие даже становились флотоводцами на службе у турок или берберов.
Но бывали и курьезы. Некий капитан попал в плен к берберским корсарам. Он был опытный и толковый моряк. Ему, само собой, предложили перейти в "истинную веру". Капитану галеры не нравились, и он принял ислам, после чего воевал с бывшими единоверцами. Несколько лет спустя он попал к ним в плен. Капитану-отступнику светили даже не галеры, а смертная казнь. Возможно, даже на костре с сырыми дровами.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Его подросший сын-христианин в это же время воевал на море против "неверных" и тоже попал к ним в плен. Правда, он оказался малым принципиальным и ислам не принял. Потому корсара-отступника казнить не стали, а вместо этого обменяли на его же собственного сына.

(Zamkompomorde с http://wirade.ru/forum)

гитик, клио, пираты

Previous post Next post
Up