Пиратская лирическая - Семилетняя война

Jan 16, 2007 13:33

Во время Семилетней войны британский флот господствовал в Атлантике. Но в Средиземном море дела обстояли иначе. Там англичане действовали неудачно, и Средиземноморье стало почти внутренним озером для французских судов. Британские корабли боялись и нос показать из нейтральных гаваней. Почти единственным исключением был капер Фортунатус Райт. Действовал он успешно и дерзко, и очень мешал французам. Французы добивались от дружественных мальтийцев и тосканцев, чтобы те чинили всякие препятствия каперу, мешали ремонту, пополнению запасов и провизии и вообще не давали воли.
Награда за поимку или уничтожение Райта регулярно росла, на борьбу с наглым приватиром постоянно снаряжались крупные суда с большими командами, но всякий раз безуспешно. Наконец, двадцатишестипушечный "La Hirondelle" с экипажем в 283 человека подловил райтовский "St George", когда тот выходил из гавани. Пушек у Райта было меньше раза в два,а людей - раза в три.
Через пару дней мальтийцы с берега увидели оба судна. Корабль Райта шёл в хвосте, а на "La Hirondelle" развевался французский флаг, что означало победу французов.
Мальтийцы, несмотря на нейтралитет, симпатизировали Франции и ждали,когда наконец покончат с наглым английским капером. Они радостно приветствовали французский успех. Но когда оба корабля вошли в гавань, французский флаг на "La Hirondelle" внезапно сменился английским, а радость местных жителей - разочарованием. Райтовская шутка удалась на славу.

===

О маневре и огневой мощи в широком смысле.

Фортунатус Райт был на ножах не только с мальтийцами, но и с тосканцами. Тосканские власти делали все, чтобы воспрепятствовать его каперской деятельности и проявляли чудеса изобретательности. Венцом административной фантазии стали ограничения на количество пушек и численность экипажа. Райту дозволялось держать на корабле команду не более 25 человек и жалких 4 орудия. Иначе - тюрьма и целый букет прочих неприятностей.По официальному мнению тосканцев, для самозащиты этого вооружения хватит в самый раз. По неофициальному - Райт попался! С таким смешным снаряжением даже он ничего бы не смог поделать против французских коллег. Райту пришлось подчиниться, и его судно неделями простаивало в порту.
В том же порту долгое время стояли четыре британских торговых корабля. Опасаясь французов,они не рисковали выйти из гавани. Наконец купцы устали от ожидания, и Райт предложил им свои услуги.Т орговцы дали уговорить себя на "защиту" четырехпушечного судна, хотя знали, что каперы-французы поджидают их в открытом море. Между тем Райт готовился к отплытию и даже запасся официальной бумагой, чтобы ему никто не помешал. Выданный губернатором документ гласил, что теперь Райт ведет себя хорошо, что тосканские власти претензий к нему не имеют, очень им довольны и что все их условия выполнены. Можно себе представить, с каким злорадством ему вручали эту бумажку. Тосканцы прекрасно знали,что крупная французская шебека с экипажем в добрые три сотни головорезов уже поджидает конвой в открытом море, и от них никакие бумажки не спасут.
Традиционной тактикой французских приватиров было быстрое сближение и абордаж. При мизерном вооружении и экипаже Райт не мог маневрировать и вести огонь одновременно. Значит, был обречен.
Итак, все пять судов вышли из гавани. И вскоре корабль Райта уже отбивался от атак шебеки, а торговцы ожидали в стороне своей участи.
Но как ни удивительно, британский капер встретил противника чрезвычайно плотным огнем и свободно маневрировал, легко уходя от попыток французов сблизиться для абордажа. Через пару часов измочаленная, полная раненых и убитых моряков шебека едва держалась на воде. Райт потерял нескольких матросов, а сам корабль почти не пострадал. К счастью для французов, наступил полный штиль и шебека ушла на веслах. Райт собрал торговые суда и без приключений довел их до пункта назначения.
Разъяренные официальные лица ничего не могли поделать. Доказывать,что после выхода из гавани наглый британец перевел с торговых кораблей полсотни матросов и восемь орудий, можно было сколько угодно. Да, на стороне тосканцев была правда. А на стороне Райта был документ от самого губернатора. Это в море документ от губернатора - просто бумажка. На суше этот документ прекрасно заменил восемь орудий и полсотни матросов. Тосканским властям оставалось только последовать примеру шебеки.

(Zamkompomorde с http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)

гитик, клио, пираты

Previous post Next post
Up