Кондотьеры: гражданин Ада

Nov 10, 2006 10:48

Прелюбопытное зрелище можно было наблюдать в 1460 году в Вечном Городе. Сразу на трех римских площадях с помпой и торжественной процессией сжигали богато одетое и украшенное соломенное чучело. На каждом экземпляре красовалась табличка следующего содержания: "Вот он я, Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми, приговоренный к сожжению по приговору Святой Коллегии." Злые языки,несколько отвыкшие от столь масштабных аутодафе, немедля окрестили действо "карнавалом" и посетовали на некоторую его скромность.
Сам Малатеста благоразумно уклонился от участия в "празднестве", поэтому приговор зачитывали без него. Но все равно было очень интересно. Сиджизмондо обвиняли в: отравлении первой жены, удушении второй, фальшивомонетничестве, инцесте, ряде изнасилований (жертвы - обоих полов), некрофилии, предательстве, отступничестве, идолопоклонстве... ну и еще по мелочи.
С чего весь сыр-бор? Как ни странно,начало было очень спокойным и даже благочестивым. Как известно, незадолго до "карнавала" турки наконец взяли Константинополь. Мохаммед II уверенно продолжал завоевания в Греции и на Балканах, и кое-кто в Италии почувствовал себя неуютно. А главное,римским папой был ревностный католик (в те времена среди понтификов - редкость) Пий II. Он во что бы то ни стало хотел организовать крестовый поход на турок и отбить Константинополь. Итак, Пий позвал западных христиан в крестовый поход.
Но тут оказалось,что времена уже совсем не те. Европейские государи выразили горячий энтузиазм, но в бой не рвались и тихо саботировали затею. Пию только и оставалось, что уговаривать итальянцев - Флоренцию, Венецию, Милан, Неаполитанское королевство, обосновавшихся на Сицилии арагонцев, государей помельче. И само собой, кондотьеров - Бартоломео Коллеони, Федериго да Монтефельтро и вышеупомянутый оригинал чучела. Долго наводил мосты Пий II, долго пытался помирить заклятых врагов для совместного похода на турок. Или хотя бы усадить их за один стол так, чтобы не поубивали друг друга. Но время шло, а максимум, чего добился папа римский - это шаткое перемирие.
Впрочем, с крестовым походом покончил и вовсе один-единственный человек. Сиджизмондо Малатеста. Вообще, Малатеста - прозвище предка Сиджизмондо, и означает оно "Дурная голова". Прозвище это солдатское, удивительно меткое. Практически все Малатеста были сумасшедшими. Делились они на две категории: "святоши" и "грешники". Первые предавались безудержной аскезе, умершвляли плоть, постригались в монахи, а о подданых и своих владениях вовсе не думали. Таким был старший брат кондотьера,Галеотто Малатеста. "Грешники" - среди них сам Сиджизмондо - наоборот, отличались бешеным нравом и творили что хотели. О подданных они заботились в меру разумения. С самим разумением было скверно. Сиджизмондо выделялся даже на фоне своих предков: гонял вражеские армии в 15 лет, отобрал в юном возрасте у своей невесты приданое, вступил в скандальную связь с 13-летней девочкой (действительно был в нее влюблен и даже женился, но с большим опозданием, она стала третьей женой). Воевал когда хотел, менял союзников по своей прихоти, был патологически лжив, вероломен и безумен. Едва ли он убил первую жену, он на нее просто не обращал внимания. Вторая была задушена; это мог быть он, а мог быть кто-то другой.
Сиджизмондо Малатеста надоел мир, нудные переговоры и Монтефельтро, с которым надо договариваться, хотя хочется прирезать. Он нарушил перемирие. Хотелось повоевать.
Пий II сразу же позабыл о крестовом походе и переключился на беспутного предводителя наемников. Он метал громы и молнии, не жалел эпитетов для Малатесты и лихорадочно собирал деньги и войска. Ненависть к вероломному кондотьеру заставила позабыть о прочих делах. В 1462 году силы, собранные Пием, возглавил старый враг Малатеста Федериго да Монтефельтро. Малатеста был блестящим полководцем, но противник - куда многочисленнее, а Монтефельтро мало чем ему уступал как командир.
В итоге Малатеста лишился почти всех владений (в пользу церкви) и вынужден был покаяться. Сделал он это оригинально: в родном городе признал,что великий грешник, а в Рим послал гонца, который от его имени заявил, что очень глубоко раскаивается и вообще был неправ, чем папе пришлось удовлетвориться.
Итоги победоносной кампании иначе как "Пирровой победой" не назовешь: потрачены огромные деньги, время, силы - все, чтобы разгромить средней руки феодала (пусть он даже хорош на поле боя), получить не особо нужные земли и дурацкие извинения через гонца. Зато сорван крестовый поход, а турки наступают в свое удовольствие. Сил и здоровья на новое предприятие у Пия II уже не было. Итальянцы вернулись к своим интригам и усобицам.От командования отказались все кондотьеры, даже образцовый и верный Пию Монтефельтро.
Но крестовый поход все-таки состоялся. Такого фарса Европа давно не видела. Да,крестовый поход, но не на Константинополь, а в Грецию, - венецианскиая затея. Флот - из дюжины венецианских галер, отплывший с опозданием. Войска - с гулькин нос. Запасов нет. Во главе, с папского благословения (sic!) - "насильник", "убийца жен", "отравитель", "некрофил", "содомит", "еретик", "фальшивомонетчик", "богохульник", "язычник" - и венец фантазии Пия II - "гражданин Ада". Да-да,Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. Заскучал он, на войну хотелось.
Пий напоследок пожаловался: "Венецианцы ищут не Христа, но Пелопоннеса!" Тут он был неправ: венецианцы плевать хотели на Пелопоннес. Армия Малатеста осталась без провианта и подкреплений. Малатеста был в ударе и даже отбил у турок Спарту, но людей у него было катастрофически мало, турецких войск - гораздо больше. Пришлось уйти из Спарты, отступать сушей. Крестовый поход превратился в Анабазис, пол-армии погибло от холода, болезней и голода. Но род Малатеста даже во время Черной Смерти не брала никакая зараза, и Сиджизмондо довел армию домой. Финал похода был достоин "Войны мышей и лягушек": главным трофеем оказался прах почитаемого Малатестой греческого гуманиста, эрудита и философа-язычника Гемистуса Плетона. Плетон всерьез верил в олимпийских богов, в то, что они живы. Плетон даже молился им. Малатеста торжественно похоронил язычника-грека в христианском храме, построенном по проекту Леона Баттиста Альберти и посвященном Изотте дельи Атти (той самой девочке).
Пию II повезло в одном: финала этого похода он уже не увидел.

(Zamkompomorde с http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl)

италия, ЖЗЛ, клио, кондотьеры

Previous post Next post
Up