На афише выложили интервью создателей Элизиума.
"Половину Деймона" можно вовсе пропустить, он там распинается про "Хорошие фильмы снимают хорошие режиссеры" (с чем трудно спорить), сравнивает Элизиум с Аватаром, а Бломкампа с Камероном (Деймон отказался от съемок в синем блокбастере), ну прочие комплименты режиссеру типа "тысячи правильных решений на протяжении длительного процесса съемок не могут быть простой случайностью".
Поток славословий только подтверждает необходимость делать хорошую мину при плохой игре.
Там только одна фраза привлекает внимание, она же дублируется в интервью Бломкампа:
"Открыть ворота нараспашку, пустить всех страждущих в Элизиум - и сколько времени понадобится на то, чтобы он стал такой же истощенной пустыней, какой становится в фильме Земля? Вот о чем он бы хотел, чтобы зрители говорили после сеанса."
Да, об этом действительно
говорят. Но если мы уж совершили такую глупость, что посмотрели такой треш за свои же деньги, то взглянем на вещи честно - фильм ни разу не об этом. Я думаю, что фразу создателям подкинул кто-нибудь из пиарщиков. Сам Бломкамп эту версию косвенно подтверждает: "На самом деле это не я, а вы хотите говорить про политику. А я снимаю прежде всего летний блокбастер, то есть аттракцион. "
Вот вся идеология фильма (и этой фразе я бесконечно доверяю, в том смысле, что именно это Бломкамп имел в виду, снимая Элизиум): "Я, честно говоря, считаю, что, как ни дели ресурсы, наш мир в полной жопе. Можно либо сохранить Элизиум и обречь Землю на нищенское существование, либо разрушить Элизиум и не особо улучшить жизнь для всех остальных."
Казалось бы, зачем возвращаться к слабенькому проходному фильму? Но ведь он и правда строится на достаточно злободневном материале, классовом расслоении общества, разнице в уровне жизни между богатейшими и беднейшими. И я первые полфильма искренне верил, что создатели вырулят. От фильма, который претендует на социальную драму, ждешь большего, нежели от эммериховских апокалипсисов.
Есть общая черта у "Элизиума" и "Района 9": он берет весьма актуальный и болезненный срез жизни. В обоих случаях это нелегальные эмигранты.
В Элизиуме картинка еще более правдоподобна - В чистом виде Рио.
Бразильская столица, многие в курсе, реальный город контрастов. На склонах гор и холмов расположились фавелы - трущобы со зданиями класса апргейженная коробка от телевизора. Криминальная обстановка в Рио зашкаливает. Туриста могут ограбить средь бела дня хоть на перекрестке хоть на городском пляже. а ночью за жизнь человека в кроссовках не дадут и ломанного гроша. Один раз правительству пришлось проводить реальную военную операцию с применением танков, чтобы зачистить одну из фавел. Люди хоть с каким-то достатком, не только зажравшиеся олигархи, но и успешная половина среднего класса, живут в своего рода гетто, также усиленно охраняемого от жителей холмов. С другой стороны некоторые не такие уж и бедные товарищи селятся в фавелах, чтобы не платить налоги. Опять же, по некоторым "лояльным" фавелам водят туристов. Их безопасность гарантируют местные "смотрящие". Туристам, разумеется, не рекомендуется вешать на шею дорогие зеркалки и бриллиантовые колье в этот прекрасный день.
Скорее всего, ЮАР крайне напоминает Рио да Жанейро именно в этом плане. Цитирую Деймона: "он (Нилл) мне рассказывал, что в детстве тяжело перенес переезд из Южной Африки в Канаду, что его потряс контраст в уровне жизни".
В фильме достаточно реалистично показан Лос-Анджелес, превращенный в город фавел с гетто для богатых на орбите. Латинское население - тому подтверждение. И что дальше? А дальше "Люди платят за аттракцион, им нужна гормональная разгрузка. Поскольку у аудитории летних блокбастеров в основном мужская демография - кратчайший путь к адреналиновой реакции лежит через хороший рукопашный бой."
Обидно, что иммигрировав в Канаду, создавая кино в Голливуде, Бломкамп не видит примеров общества без фавел. "В любом случае я не предлагал никакого решения. Просто хотел методами научной фантастики обратить внимание на кучу безнадежных проблем. Я, разумеется, не знаю, как с ними справиться, да и никто в мире, кажется, не знает." Конечно н не видит. Средний класс, которые многие считают основой общества, вообще в этом мире не существует. А пролетариат, который многие считают создателем материальных ценностей, (которых в фильме есть :) ) превратился в криминальных люмпенов. Кстати, там есть два человека, занимающихся делом - жадный олигарх Карлайл, жестокая министр обороны Делакур. Остальные либо воруют (у кого?), либо валяются в бассейнах. И да, Бломкамп в данном фильме не хирург, не терапевт (последнего хотелось бы), а так, аттракционы крутит.
Даже такой подход - норма. Писатели - не лекари, больная совесть "просто болит" (с). Но если Бломкамп и открещивается от хэппи-энда ("Какой тут может быть хеппи-энд для разумного человека, если на Земле живут миллиарды людей, а Элизиум так мал"), но фильм говорит о другом - решении на уровне "все поделить". Жителям земли не надо создавать свои медицинские центры. Можно спереть их в Элизиуме. И заселить рай миллиардом криминальных нищебродов, чтобы превратить его в еще одну фавелу. Это то, что показано в фильме.
Если вся социальная, составляющая полностью раскрывается в первых двадцати минутах фильма, идеологическая сводится к "мир в жопе, решения не знает никто", а дальше начинается плохая игра хороших актеров и сюжет, построенный на плохо использованных штампах и нелепицах, то мы имеем о что имеем - плохой боевик, прячущийся за широкие плечи социальной драмы. Задача сводится к
предыдущей.