Le Mépris / Презрение (1963)

Dec 26, 2012 13:38

- Почему ты выглядишь задумчиво?
- Может быть потому, что я думаю?

Режиссер: Жан-Люк Годар.
В ролях: Бриджит Бардо, Мишель Пикколи, Джек Пэланс, Фриц Ланг, Джорджия Молл.

Прежде чем написать что-то существенное про этот фильм, хочу объявить на весь мир, что Бриджит Бардо - потрясающе красивая женщина! У Годара вообще все в порядке со вкусом - все женщины, попадающие в кадр более, чем на десять секунд, прекрасны.

Писатель Поль Жаваль подряжается писать сценарий к фильму американского продюсера Джереми Прокоша. Конечно, придется это делать в узких рамках, заданных заказчиком, шаг вправо, шаг влево - расстрел, но зато платят очень хорошо - Поль только что купил в кредит очень симпатичную квартирку, чтобы жить там с молодой женой Каммилой. Так вот, гонорар позволит полностью за квартиру расплатиться - недурственная ипотека получается :)

Прокош как раз снимает в Италии (а действие происходит там) фильм об Одиссее и между съемками обсуждает с Полем будущий фильм, а заодно знакомится с ним и Камиллой ближе. Для чего, кстати, приглашает их на свою виллу на Капри, где и происходит основной съемочный процесс.

На самом деле Прокош сильно не в духе - ему не нравится, как снимает "Одиссея" знаменитый немецкий режиссер Фриц Ланг. В фильме продюсеру по душе только сцены с Пенелопой, купающейся нагишом в бассейне. Но Фриц не только всемирно известен, мировая общественность считает, что будущее и настоящее за великими немецкими художниками. Тем более Одиссея - недаром Трою нашел немец Шлиман. Прокош - хороший продюсер, он держит нос по ветру, даже наступая на горло собственному мнению.

Ланг, между тем, (это реальный персонаж - действительно великий режиссер, учитель самого Годара, снявший не много не мало, а культовый Метрополис, в фильме он играет самого себя, а Годар там мелькает в роли помощника режиссера, тем самым иронично восстанавливая статус-кво) на старости лет пускается в творческие эксперименты - кадры наполнены раскрашенными косметикой каменными статуями, и весь видеоряд Одиссеи, который нам удается увидеть, весьма символичен. Недаром простой американец Прокош не понимает, в чем тут изюминка.

На съемках происходит небольшой, вроде бы не значимый инцидент, который тем не менее вносит разлад в отношения Поля и Камиллы.

По большому счету фильм о семейных отношениях. Тема для Годара неожиданная, но тем не менее разыгранная очень тонко.

Только что мы видели страстно влюбленных друг в друга молодеженов. И вдруг щелчок - и Камилла больше не любит Поля. Именно так, почти ни с того ни с сего. И до самого конца Поль пытается понять, в чем же дело, возможно - исправить, починить отношения. Он ищет конкретную причину. Конечно же, Камилла ничего не говорит ему определенного, даже и не сознается, что разлюбила. И Поль мечется, сначала он решает, что все дело в шлепке - он потрепал по попке секретаршу Прокоша. Потом, что дело в сценарии, что он вроде как продал душу богатому американцу, и теперь Камилла его не уважает.

Они много обсуждают с Прокошем и Лангом "Одиссею". Фильм вроде как сосредоточен на отношениях Одиссея и Пенелопы, почему Одиссей так долго не возвращался домой. Любила ли его жена. Была озвучена версия - взгляд Ланга на эту историю, что Одиссей заставлял Пенелопу кокетничать с ее многочисленными поклонниками ради политических выгод. Пенелопа не могла после этого уважать мужа. Что в итоге и разрушило их союз, заставило Одиссея бесконечно плыть к горизонту, а после убить поклонников. Поль считает, что это самая вероятная теория разлада его отношений с женой. Она могла в силу определенных обстоятельств считать, что Поль "подсовывает" ее Прокошу. И она отчасти подтверждает эту версию - целуется с продюсером на глазах мужа.

Конечно же Поль ошибается, пытаясь найти одну причину перемены. В жизни бывает по другому - замена или добавление пары фрагментов заставляет паззл сложиться по новому. К тому же со стороны видно то, что Поль, погруженный в свои переживания, не может заметить. Он роет могилу браку своими руками. Он истерит, и что самое ужасное - пытается торговаться с женой, перепоручить ей решение проблемы. Хочешь, я брошу сценарий? Полюбишь ты меня снова, если брошу? Камилла в какой-то момент даже прерывает свою женскую игру, чтобы сказать ему открытым текстом - ты ведешь себя не по мужски. И в этом, видимо, и есть корень зла. В этом и во всем сразу. Все версии скорее всего правильные, все сыграли свою роль и конечно же, это не та река, в которую можно войти второй раз. Можно помириться после ссоры, но невозможно вернуть любовь, если ее уже нет.

Финал на мой взгляд немного натянут, даже высосан из пальца. Расставание этих людей - само по себе большое зло, чтобы его еще усугублять всяким механическими несчастьями. Но скорее всего это был тренд европейского кинематографа в то время, противовес голливудским слащавым хэппи-эндам.

Особо хочу пройтись по кастингу. Про красоту женщин я уже сказал. Про Фрица Ланга, играющего себя - тоже. Мужчины в фильме весьма колоритны. И Мишель Пикколи и Джек Пэланс - актеры, который мы много раз видели в боевиках и вестернах в роли злодеев. Меня сначала смущало, что мятущегося писателя играет такой брутальный актер, как Пиколи, но если вдуматься, то как раз такие "сильные" мужчины как раз и дают в сложных жизненных ситуациях слабину, даже гнильцу.

кино

Previous post Next post
Up