Прощайте, голуби! (1960)

Nov 30, 2016 16:08

В рамках тематической рулетки "Советское кино Оттепели"

Автор сценария и режиссер: Яков Сегель
В главных ролях: Алексей Локтев, Светлана Савёлова, Валентина Телегина, Сергей Плотников, Савелий Крамаров

Гена (Нет, нет, конечно же Геннадий, с двумя "н") - газовщик. Он только что закончил ремесленное училище и теперь проходит практику у опытного мастера Максима Петровича. Они проверяют газ в квартирах. Сметливый Максим Петрович давно научился зарабатывать трудовую копеечку на этом поприще - он запугивает наивных хозяек бедами, проистекающими от неисправного газового оборудования, ну они ему и суют десяточку, чтобы все наладил да исправил. Максималисту Гене этот бизнес поперек души, и он устраивает мастеру "показательную порку" - тот любит поспать по утрам. ну так Гена хватает заявки и успевает весь участок обойти, пока Максим Петрович прочухается. Естественно, бесплатно.

У Гены есть увлечение - он страстный голубятник. Есть любовь - он ухаживает за красивой юной медсестрой Таней. И есть мечта - он хочет летать как птицы. Ну или хотя бы как летчики. Но в летное училище ему попасть не светит, поскольку туда берут только комсомольцев, а Гена вовсе даже и не он.

Один из заслуженных символов кинематографа оттепели. И действительно, фильм светлый и оптимистичный. В нем нет антигероев. нет зла, жизнь представляется полной радости и возможностей.

Главная идеологическая особенность "Голубей" - вера в социальный лифт советского общества. Гена - парень из низов, птушник, говоря нашим языком, пробивается, просто благодаря желанию пробиться.

Отрицательных персонажей в фильме нет вовсе. Больше всех на эту роль подходи забавный хулиган Васька в исполнении молодого Крамарова, пытающийся продать кому-то древний мотоцикл Фердинанд, давно уже не на ходу, несмотря на заверения хозяина. Но и этот парень не тянет на злодея.

Забавная сцена, когда пацан из озорства севший на мотоцикл вдруг случайно заводит его (чего Ваське не удалось ни разу) и в ужасе едет по городу. Васька сначала бежит за ним с проклятиями, а когда догоняет (все обошлось и с мальчиком, и с мотоциклом), вместо обещанной расправы умоляет парнишку показать, на что он жал. Без толку, конечно, тот и сам не помнит, что он сделал.

В фильме, кстати есть две милицейские погони, обе не криминальные. Сперва на двух колясках гонятся за пацаном на мотоцикле, чтобы спасти, конечно же. Потом милиционер,отчаянно свистя, пытается догнать шустрого Гену. Случился пожар на голубятне, Гена героически его потушил, испортив новый костюм и целостность физиономии, а милиция хотела узнать его имя, чтобы наградить за подвиг.

Тем более не кажется отвратительным Максим Петрович. Ну да, он ведет себя поначалу "как буржуй недорезанный", но протест Гены порождает в нем не приступ вражды, а стыд и депрессию. Он вдруг понимает, что можно жить по другому, но не умеет, и вряд ли когда-нибудь научится. И тут вдруг перед нами предстоит просто одинокий человек в ободранной комнате в коммуналке. Такой же одинокий, как и мать Гены, давно овдовевшая. И между ними завязываются отношения, грустный роман немолодых людей.

Ничто в "Голубях" не выпячивается и не продавливается - ни плохое ни хорошее. Настрой у фильма очень легкий. есть шутки, способные не насмешить, но улыбнуть. Кроме сцены с мотоциклом, был еще поход на концерт, где кроме прочего ставили "Ромео и Джульетту" силами самодеятельности. И так уж вышло, что на концерт пошли независимо друг от друга две пары - Гена с Таней и Максим Петрович с мамой Гены. И они очень забавно реагируют друг на друга и на Шекспира.

Резюмирую: Легкий и светлый фильм, показывающий 60-е как эпоху надежд и возможностей, а главное - новых советских людей. Ну во что эта эпоха вылилась, мы все знаем, но они-то нет.

рулетка, кино

Previous post Next post
Up