III. СТРОИТЕЛЬСТВО
Работы по сооружению инфраструктуры 3-й линии были разделены на шесть лотов (частей) 24 мая 1902 года, участки были переданы подрядчикам. Такая практика существовала и при строительстве других очередей метро. Каждый участок имел длину в среднем 1000, но не более 1500 метров. Каждый подрядчик должен был закончить свой участок до истечения установленного срока, и этот срок обычно рассчитывался исходя из 100 метров проходки в месяц плюс 3 месяца на подготовку строительной площадки. За досрочную сдачу объекта строительства подрядчик получал большие премиальные выплаты из расчёта за каждый выигранный день. В таком же размере он штрафовался в случае задержки сдачи порученных работ.
Вернёмся к 3-й линии. 13 марта 1903 года концессия на её сооружение была передана Муниципальным советом Парижа компании-оператору метро - "Компании столичных железных дорог Парижа" (Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris, сокр. CMP). Однако, декларация об общественной пользе была получена только 26 февраля 1907 года, на 3 года позже после официального открытия линия (авт. бы-гы-гы, задним числом).
Работы по сооружению 3-й линии длились с начала 1903 года по октябрь 1904 года.
Предлагаю отследить по фотографиям строительство метро под площадью Оперы в хронологическом порядке.
1. 16 февраля 1903 года. Укладка металлической фермы для свода станции 3-й линии. Вид со стороны площади Оперы.
2. Работы по сооружению 3-й линии были связаны с многочисленными перекладками подземных коммуникаций (вода, газ, электричество).
16 апреля 1903 года. Строительство шахты. Вид по направлению к станции "Курсель" (Courcelles). Раскопана и огорожена центральная часть площади.
3. 16 апреля 1903 года. Строительство шахты. Вид по направлению к станции "Менилмонтан". По центру - начало авеню Оперы.
4. 3 июня 1903 года. Строительство шахты. Общий внутренний вид по направлению к станции "Курсель".
5. 11 июня 1903 года. Строительство шахты. Общий внешний вид в сторону станции "Курсель".
6. 11 июня 1903 года. Строительство шахты. Внутренний вид строительный площадки в сторону улицы Алеви.
7. Главной сложностью, с которой столкнулись метростроители, была необходимость сооружения шахты в водонасыщенных грунтах (давным-давно здесь пролегало старое русло Сены). Для этого рабочие спускались через шлюз в камеры (кессоны), куда подавался сжатый воздух, который выдавливал воду из породы. Удаляемый грунт с помощью контейнера поднимался на верх через систему шлюзов.
11 июня 1903 года. Рабочие вынимают грунт внутри камеры центрального кессона.
8. 15 июня 1903 года. Общий вид сверху.
9. 6 июля 1903 года. Общий вид изнутри в сторону станции "Курсель". На фото видны 3 шлюзовые камеры для пропуска рабочих и выемки грунта.
10. 6 июля 1903 года. Общий вид изнутри в сторону станции "Менилмонтан".
11. 8 июля 1903 года. Общий вид.
12. 12 сентября 1903 года. Общий внутренний вид в сторону станции "Курсель".
13. 20 ноября 1903 года. Внутренний вид в сторону станции "Менилмонтан".
14. 20 ноября 1903 года. Внутренний вид в сторону станции "Курсель".
15. 27 ноября 1903 года. Общий вид.
16. 30 января 1904 года. Уровень 7-й линии в сторону станции "Пале Рояль". Сверху: мост 3-й линии.
17. 16 марта 1904 года. Уровень 3-й линии. Сверху: свод, на который опирается мостовая площади Оперы. Снизу: уровни, на которых расположены 7-я и 8-я линия.
18. 16 марта 1904 года. "Мост" 3-й линии.
19. 16 марта 1904 года. Уровень 7-й линии. Вид в сторону площади Дануб.
.
20. 29 апреля 1904 года. Строительство входа станции 3-й линии. Вид в сторону станции"Менилмонтан".
21. 29 апреля 1904 года. Строительство входа на станцию 3-линии. Вид в сторону станции "Курсель".
22. 23 июля 1904 года. Строительство входов станции 3-й линии. Вид в сторону станции "Менилмонтан".
23. 2 августа 1904 года. Строительство входа и кассового зала станции 3-й линии.
24. Строительство тоннелей 7-й линии.
25. 7 октября 1904 года. Кассовый зал. Вид в сторону станции "Курсель".
26. 7 октября 1904 года. Уровень 7-й линии.
27. 7 октября 1904 года. Испытания путепровода 3-й линии.
Фотографии взяты с сайта
http://gallica.bnf.fr/ Продолжение следует (заключительная часть).