"Нога" (1991)

Aug 24, 2016 17:00




"Чайка села на волну,
И волна ее качала.
Мне б вернуться на войну,
Чтоб на сердце полегчало."

Лучший позднесоветский арт-хауз, к тому же доставляющий многим данный жанр на дух не переносящим, среди которых и я. Вроде все готово для блевотной перестроечной малюбюджетки - собственно, и малый бюджет, начинающие актеры, пара сыгранных невпопад аккорда под вальс на расстроенном пианино в качестве саундрека на всю картину, но вот на тебе - шедевр, настоящий, без дураков.

Не знаю лучший ли это фильм об "Афгане", как часто утверждается, но один из лучших о посттравматическом расстройстве это точно. Фильм сделан по мотивам одноименного рассказа Фолкнера, довольно жуткой вещи в стиле Эдгара нашего Аллана По, где начальная вычурность сменяется к финалу кафкианским кошмаром на фоне Первой мировой войны.

По сюжету,  двое московских студентов-первокурсников, Мартын и Рыжий идут по призыву в СА аккурат в олимпийском восьмидесятом. Потом небольшая идиллия в кишлаке в советской, как говаривал Горби, "Таджикии" с вырезанием водяной мельницы из консервной банки, покатушек на лошади и переглядываний с красивой аборигенкой за спиной ее брата. Затем небольшой афганский период

из пары сцен с пыльными тропами и БМП, где пропадает Рыжий, а на оставленном у дороге патронном ящике выведено "бакшиш для шурави", затем угон БМП и разнос на нем ближайшей деревни. Но все это присказка, а страшная сказка начинается в госпитале, где Мартын оказывается без ноги но зато со стойкими галлюцинациями в виде являющегося ему Рыжего одетого по московской моде и в черных очках. Мартын не в падает в панику, не истерит и не просит у медсестер успокаивающего, наоборот, со спокойствием определенного вида шизофреников маскирует от окружающих данную галлюцинацию, и, в удобный момент просит покойного сослуживца найти его ампутированную ногу и прикончить ее, потому как хирурги не удосужились довести дело до конца и ее зарыли живьем.

И вроде все у него складывается удачно, да и сам он так чувствует - получает медаль, редкий зарубежный протез (опять по счастливой случайности - на весь госпиталь прислали всего две штуки) с которым у него никаких проблем с привыканием и кучей прочих сугубо инвалидных трудностей. Сам переезжает в областной городок, устраивается работать в военкомат, получает комнату в общежитии. Никаких запоев и истерик по горкомам, никаких дебошей с соседями, никакого "афганского синдрома", как его обычно живописуют. Веселый и жизнерадостный парень, весело трюхает с палочкой на работу, где вполне казенно подтрунивает над великовозрастными уклонистами, строит глазки сослуживицам, модно одевается и стрижется, копит на мотоцикл. Идеальный такой ветеран горячей точки для любого государства.

Даже навещающему Мартына старшему брату из Москвы по-началу так все и представляется. Петру Мамонову безмерный респект - одна из лучших его ролей, все его диалоги с Охлобыстиным под его фирменный визгливый хохоток - настоящий "Кайф!!!", как говорится в фильме. Сцена в ресторане перед отбытием, когда до него наконец доходит во что превратился младший брат, причем сыграно одними лишь глазами, под обычный пустопорожний треп - лучше чем вся роль блаженного с "Острова".

Не менее мощна линия со следователем из союзной республики, заменившим оригинального протестантского священника, прибывшем расследовать покушение на главгероя, из-за чего Мартымн догадывается что его опасениай относительно Ноги были оправданы. "Но я люблю факти, факти".

С каждым просмотром я ощущаю сожаление по отношению к карьере Охлобыстина, ведь он был бы идеальным кубриковским Алексом для "Заводного апельсина", намного более естественным чем Макдауэл. Алекс до и после тюрьмы - почти идеально ложится на отыгрыш судьбы Мартына до и после Афгана, но второй намного глубже и сильнее. Первозданный Хаос как он есть - собственно Охлобыстин везде одинаков, но другого такого актера в российском кино просто нет.

movies, war

Previous post Next post
Up