"Мир убог .. и мы у Бога" Алексей Толстой, "Петр Первый"
Я люблю трэш, чтобы с непременной патетикой, словами о любимой стране и избранном народе, кругомврагах и любимом руководителе. При этом мне постоянно вспоминается речь фельдкурата Ибла из "Швейка", как эталон того как "люди становятся идиотами в квадрате". А я люблю этот искренний беспримесный патетический идиотизм.
Проблема в том, что этого жизнерадостного кретинизма тут не наблюдается. Kак я уже упоминал ранее, сие творение не фонтан. Но есть обстоятельство которое не позволяет мне совсем уж разойтись в праведном гневе, обливая этот фильм помоями. Pо сути vidim любительский арт-хаус, от режиссера только арт-хаус раньше и снимавшего. У него нет супер-пупер бюджета и звезд первой величины. Это патриотический КВН, без распилов бюджетов и рекламы от минкультов и прочих заведений.
Российская империя 1858 год альтернативной истории. Страна только-только вроде как победила в Крымской войне, хотя судя по многим намекам лишь отмахалась и свела дело к ничьей. Упоминается Севастополь и гибель всех адмиралов командовавших его защитой, вундерштуцера союзников валившие чудо-богатырей и прочее.
Кругом промозглая осень, все серо и уныло. Вообще, это серое настроение будет плестись до самого конца, лишь ненадолго, к середине его развеют жесткий трип о заговоре Запада против России. а пока мы видим, что два великих поэта живы и даже вполне здоровы. Однако показаны настолько непонятно, что это по сути два новых героя из перезагрузки старой франшизы - Арап и не-Байрон. Именно этим двоим поручено здравствующим Николаем не-Палкиным написать историю царствующего дома к грядущему юбилею двухсотпятидесятилетия просиживания оного на престоле. Точнее, заказ получил Арап, но в силу кризиса творчества решил пристегнуть к проекту проигравшегося в пу и прах отставного не-Байрона, которого еще помнят по "Маcкараду".
Арап седоват, кудряв и старой моде на бакенбарды не изменил. В той дуэли на Черной речке все случилось с точностью наоборот, поэт словил пулю в руку, и, в ответ, насмерть застрелил приемного сына голландского посланника.
Более того, хроническое безденежье с которым в реале постмортем разобрался лишь сам император, в этой реальности куда-то чудесным образом испарилось. У Арапа шикарный особняк с мебелями, лакеи в ливреях, собственные, а не взятые напрокат перед свадьбой, костюмы. Как, откуда - нет ответа. Надежда на хозяйственные таланты Натали Пушкиной исчезает почти тут же, ведь она в свободное время предпочитает шляться под кладбищам, навещая могилу хахаля. Мало того, она еще позволяет своей дочурке-тезке, старой деве 21 года от роду, мотаться одной в дом Дубельтам на свиданки с их сыном.
Тут я признаться опешил. Ладно экономили на костюмах, которые выглядят хуже чем из запасников погорелого театра, ладно с консультантами не сложилось вообще, но хотя бы школьную программу по литературе можно было вспомнить. Незамужняя женщина, дворянского происхождения, без сопровождения старших родственников, желательно мужского пола, не то чтобы к хахалю, а в театр и прочие присутственные места не смела носа показать. Потому как парией становилась не только она, но и все ее близкие родственники, которым посему отказывалось в каких-либо приемах в приличных домах.
Арапа, главное, смущает только факт принадлежности Дубельта-старшего правоохранительным органам. А так, гуляй доча, пока молодая.
Впрочем по ходу фильма это еще как-то логически объясняется. Дело в том, что у Арапа длительный творческий застоя накладывается на серьезные сексуальные девиации. Нет, до комдива Котова с его обнюхиванием расчесок еще далеко, но африканские страсти бушуют страшно. То постоянные трипы где муза предстает в виде развратной (по меркам того времени) молодой барышней с которой молодой кудрявый поэт любится-милуется. то пугающе яркие картины совращения Натали молодым Дантесом. Последние вообще являются самыми насыщенными по красками сценами фильма перед которыми бледной немочью выглядят как геройские панорамы обороны Севастополя силами двух десятков реконструкторов с офисным загаром, так и все типа светские посиделки высшего света. Дуx этого сладострастного мазохизма старого рогоносца и будет определяющей линией Арапа вплоть до конца фильма.
С не-Байроном намного лучше, как в плане актерской игры, так и по воплощению замысла режиссера. Автор мема "немытая Россия" дожил до пятого десятка заимев чин армейского майора, "анну" на грудь, патриотизм и полковника Мартынова в друзьях. Последний явно представляет собой замороженную тормозную жидкость, особенно на фоне постоянных подколок со стороны не-Байрона, срывается только при проигрыше того последних своих денег в штосс, благостно продолжая называть того "великим человеком".
Вообще, Геннадию Яковлеву сыгравшему эту роль, безусловный респект. Ибо ни кривой грим, ни идиотский костюм, ни даже доктрина РЛО звучащая из уст человека известного "странною любовью" к родине, в его исполнении не кажутся фальшивыми и напускными. Можно сказать, что именно он самая большая удача этого проекта не позволившая ему скатиться в полное шапито. Более того, ему даже удалось потянуть на себе легкую романтическую линию с дочерью Арапа, при полной бездарности проявленной при этом парнершей.
Кульминация всего унылого действия, наступающая уж ближе к концу тоже связана с ним. Она происходит в доме немертвого Грибоедова, чудесно излечившегося от близорукости, запрятавшего куда-то молодую жену из грузинского княжеского рода, и вконец облиберастившегося. Все свои подлые идейки о рашке-мердяшке этот иуда на государевой службе ныне хочет изложить в сиквеле "Горя от ума". Тут не-Байрон кипя благородным гневом излагает основные тезисы "Севастопольских рассказов" (молодой безбородый капитан Толстой в это время внимательно слушает стоя позади) вперемешку с гениальным монологом Гриценко из "Семнадцати мгновений", мол это вы - дипломаты во всем виноваты, вы довели нас до войны на два фронта со всей Европой.
Далее, после того как Грибоедов в иезуитско-дипломатической манере отбивается от обвинений, не-Байрон устраивает на пару с немецким историком (старый и шамкающий Арнис Лицитис - на работу звукорежиссера бюджета не хватило) жесткий наркотрип с кострами и гильотиной и рассуждениями почему все русских не любят и постоянно обижают. Мы, мол, полсвета не захватывали и своих наместников над покоренными народами не ставили (не-Байрон видать амнезирует свое участие в колониальной войне с горцами), ни в чьи внутренние дела не лезли, а вот к нам - постоянно. Ему вторит немец, который говорит, что два народа всегда жили в мире и согласии и никогда не воевали с друг с другом (вы все нам наврали, премьер-майор Суворов, фельдмаршал Румянцев - снимай ордена). А во всем виноваты всевластнейшие и всемогущественнейшие Деньги и пророк их Карл Маркс, человек считающий себя немцем. Именно они хотят навредить России всякими революциями, либерализмом, просвещением потому как у русских есть настоящая свобода - понятия о Боге и Грехе. И все в том же духе. А вот если этим безликим врагам удастся стравить два народа-богоносца, тогда все апокалипсис под полет валькирий.
Собственно это и есть самая вменяемая часть всего действа за исключением мелких эпизодов с не-Байроном, густо перемешенная с блевотными пассажами двух ТП, одна из которых, Жанна Воробьева, еще и продюсер картины, изображающих светских сплетниц. Короче смотреть скорее из любви к жанру артхаусный треш
Click to view