Просто удивительно, насколько в Черногории сохранено уважение к религии. В России за время коммунизма из голов людей это основательно повышибали. А тут, хотя тоже пытались, но смогли намного меньше. При этом иногда мне странно обнаруживать, что люди, которые носят крестик и соблюдают необходимые церковные традиции, оказываются некрещеными. У нас в какой-то момент пошло массовое обращение к церкви, люди стали креститься, но при этом мало кто воцерковляется, соблюдает пост или чтит праздники. А тут как будто наоборот. Например, здесь очень часто соблюдаются красные дни церковного календаря, все знают, что «сегодня нельзя работать» и не работают (ну, по решению работодателя, конечно). Я помню, у сестры мужа была большая запарка перед свадьбой, чуть ли не по дням все было рассчитано-расписано, и им надо было переезжать в новую квартиру, но вдруг случился какой-то святой праздник, и нельзя в квартире убираться, готовить ее к переезду (как бы работать), и она не убиралась, перекроила все планы под это.
Так вот, одним из самых важных праздников для черногорцев является Рождество. Мне было удивительно, как все вокруг были равнодушны к Новому году, по сравнению с тем, как я привыкла в России. Никто не воспринимает его как некий важный рубеж, не подводит итоги года, не спрашивает «где вы будете справлять?», не закупает тоннами подарки. По словам местных жителей, раньше, при коммунизме, тут любили его праздновать, но видимо потому, что Рождество было праздновать нельзя. А теперь, когда у людей есть выбор, они сделали его в пользу Рождества. А два праздника подряд возможности отмечать у них нет.
Ну и вот, начинаются торжества 6 января. Этот день называется «Бадни дан».
Начинается он ооочень рано, ибо мужчины должны еще ночью пойти в лес и нарубить там «бадняк», то есть молодые дубки. Символизируют они полено, которое пастухи принесли в дар Иосифу, чтобы разжечь его в яслях, где родился Иисус. В современной интерпретации это выглядело так: я растолкала Горана около пяти часов утра, и он поехал к ближайшему светофору, около которого продавали бадняк. Там он его благополучно приобрел и отвез к дому родителей, оставив возле дома (два дерева справа и одно слева).
А ближе к вечеру мы приехали к ним в гости, они уже порубили на дрова два из этих деревьев (третье оставили на Новый год, тот, который в России называется старым, а здесь - православным). И, значит, хозяин дома торжественно заносит эти дрова в дом, в это время его осыпают конфетками и мелочью, которые потом надо собрать на счастье, и кладет их в плиту на дровах (некоторые, я видела, просто перед домами костры разжигали), поливает их вином из бутылки, которое все потом тоже должны пригубить. Да, кстати, а когда бадняк рубят на дрова, первую отлетевшую щепку обязательно оставляет себе хозяйка дома. После зажжения бадняка хозяин ладаном окуривает гостей и дом. После чего следует торжественный, но постный ужин. Пост в этот день держат обязательно, и вообще этот день уже считают праздником, с ним поздравляют, обзванивают друг друга, присылают поздравительные смски и т.п.
А еще считается, что в этот день хорошо бы начать делать что-то новое, до чего раньше руки не доходили. Вроде как если начать это в Бадни дан, то будет хорошо получаться. Горан предложил мне начать печь хлеб ;)))
После ужина мы поехали к главному храму Подгорицы, и я впервые увидела в этом городе такое количество людей одновременно. Причем достаточно было пьяных и веселых товарищей. Мы ухитрились приехать к самому концу всех мероприятий. Я так понимаю, там шла служба, прямо на улице, потом играла музыка, а перед храмом горел огромный костер из бадняка, который люди все приносили и приносили, подкидывали туда. Находиться возле этого костра мне было страшновато, поскольку дул довольно сильный ветер, сдувая на нас гигантские искры из этого костра, да еще вокруг беспрестанно шарахали петарды. Вообще с бабаханьем начали еще ранним утром. Это, оказывается, тоже так было принято, стрелять, когда за бадняком отправляешься. Соблюдают, в общем, все как полагается.
Ну и вот, а собственно на Рождество, уже 7-го, самое главное, чтобы первой в дом не вошла женщина, это принесет несчастье. Первым заходит мужчина, причем тоже определенный, который приходит всегда, он называется «полазник». Он говорит какие-то нужные слова и производит какие-то нужные манипуляции с бадняком. Наш полазник сделал это все так быстро, что я не успела даже понять, что он уже это все сделал! :)) Потом ему (и всем) наливают горячей сладкой ракии и кормят завтраком, в ходе которого все дружно едят «погачу» - специально испеченный хлеб, внутри которого спрятаны завернутые в фольгу монетки или кусочки бадняка. Соответственно, если в твоем куске погачи попадется монетка, то с финансами все будет в порядке, если бадняк - то со здоровьем. И есть еще щепка бадняка в виде ручки - это для хорошей учебы или работы :)) А когда полазник уходит, ему дарят подарок. Вообще, вроде как обмениваться подарками не принято, но свекровь сделала нам подарки, чтобы у нас было что-то новое, потому что что-то новое нужно одеть на Рождество. Ну и еще считается, что как проведешь Бадни дан и Рождество, так проведешь и весь год, но тут мне больше нравится наш вариант, когда это судишь по тому, как встретишь Новый год. Как-то вроде более логично что ли :))
Вот, а на фотках - елка на главной площади и странные сани без Деда Мороза. Видимо, он ушел подарки дарить. Причем сегодня мы там гуляли, и елки уже не было, остались только сани. Собственно, погача (очень вкусная, кстати), и костер из бадняка перед храмом (видно искры!).