Собор Св. Георгия в Убиси хорош необычайно! По целостности идеи росписи, качеству и древности фресок он произвел, пожалуй, наибольшее впечатление. Фрески 14 века, выполнены художником Герасиме (одним из немногих, чье имя сохранилось).
Как и все грузинские храмы, он расписан весь, от пола до потолка.
Между прочим, в грузинских церквях иконостас всегда однорядный, в отличии от русских православных церквей, где он доходит до самого верха и практически полностью закрывает алтарную часть. Это позволяет рассмотреть роспись и в алтарной части.
После несколько оторопелого разглядывания стен и потолка, все отметили три очень необычных сюжета:
Поудивлялись, поспрашивали у гида, но ....
Вернувшись домой, стала потихоньку сопоставлять фрагменты сфотографированных фресок и информацию, выуженную из Гугла. Как всегда, стало очевидно, что не догадалась там, на месте, сфотографировать еще и эту стену, и тот ракурс, и еще вон тот... Запросила помощь у коллег по поездке, и благодаря их отзывчивости ( снимки от
lev_m, Лили и Саши Шапиро) удалось прояснить общую картину.
С алтарной частью и потолком более-менее ясно. На потолке - сцены из Нового Завета, соответствующие событиям до Страстной недели (подробности
здесь). В алтарной части - сюжеты Деисуса (о них подробнее я писала
здесь).
Интересующие же нас сюжеты были на стенах храма. Было очевидно, что на стенах можно выделить три горизонтальных пояса. Верхний рассказывает о Страстной неделе, начиная с входа Иисуса в Иерусалим (Вербное воскресение), а вот средний и нижний иллюстрируют житие Св. Георгия. Напомню, что мы в церкви Св. Георгия.
А что мы знаем о Св. Георгии? В этой экскурсии выяснилось, что он родственник Св. Нины (двоюродный брат), а вообще-то это наш давний знакомый - и по изображению на российской «копейке» (отсюда, от «копья Георгия Победоносца», ее название), и по гербу Москвы, ну и, кроме всего, он наш с вами соотечественник. Георгий ведь с детства воспитывался в Лоде, и похоронен, по христианской традиции, тоже там...
За информацией о житие Св. Георгия первым делом обратилась к Вики. И - о, неожиданная удача! В основной статье увидела очень знакомую иллюстрацию, как раз виденную нами в церкви Убиси, один из искомых сюжетов, с волом.
Подпись гласила: «Св. Георгий воскрешает павшего вола».
Но что бы это значило?
Результатом дальнейшего поиска стала такая
милая история:
Гликерий Земледелец (303). Житие св. Георгия Победоносца рассказывает, что Гликерий стал случайно свидетелем того, что великомученик исцелил умершего, и сделал из этого свой простой вывод - попросил святого воскресить павшего вола. Георгий с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит волу жизнь. Так и стало - только Гликерия обезглавили даже прежде Георгия за то, что тот по всему городу прославлял Бога христиан. Это нормально для человека: обратиться к вере из корысти, а затем отвратиться от корысти ради веры; просто Гликерий прошел этот путь за считанные минуты.
Одна разгадка есть! За остальными пришлось обратиться к более тщательному изучению жития Св. Георгия.
Итак, перечислим основные события жизни Св. Георгия, выделяя те, которые выбрал художник 14 века для фресок в Убиси ( взято
здесь,
здесь и
здесь):
Родился святой Георгий в Каппадокии, в семье воина. Мать была христианкой, родом из Лода. Отца убили на войне, когда мальчику было 4 года, и мать вместе с ним перехала в Лод. Тут он и рос до 18 лет, пока не поступил в армию Диоклетиана. Там Георгий добился высоких постов, хотя тайно исповедовал христианство.
Но в последние годы правления Диоклетиан стал жестоко преследовать христиан, объявив им непримиримую войну. Тогда Св. Георгий раздал нищим своё имущество, явился к Диоклетиану и сообщил, что он христианин . Последовал арест и после 8-дневных тяжких мучений в 303 году он был обезглавлен. Вот истязания, которым подвергался Георгий:
- по дороге в тюрьму воины ударяли Георгия копьями в плечо, железное копье согнулось
- на грудь святого положили тяжелый камень, который едва могли нести четверо
- под огромное колесо подложили доски, в которые были вставлены острые железные лезвия ножей и гвозди. Мученика раздели и привязали к колесу.
- Георгий спустился в яму, а воины засыпали его негашеной известью.
- затем святой был страшно избит плетьми и воловьими жилами
- чтобы посрамить святого, Диоклетиан велел ему воскресить умершего. На это святой сказал: "Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это".
- воскрешение вола крестьянина Гликерия.
- последней была попытка заставить святого принести жертвы идолам. После молитвы Св. Георгия демоны стали покидать идолов, а идолы пали и сокрушились.
Вот и остальные две отгадки:
- Обнаженные фигуры на колоннах - это демоны, изгоняемые из идолов
- А бравые мужики с лопатами - солдаты Диоклетиана, забрасывающие Св. Георгия известью
Такое объяснение было выдвинуто довольно быстро (на основе возможных сюжетов из жития святого), но подтверждений не было. Однако позже, когда был найден
замечательный сайт, то появилось и подтверждение. (там надо выбрать «Место происхождения» = Грузия. Имеретия. Убиси ц. Св. Георгия).
Там же можно рассмотреть фрески в мельчайших подробностях. И даже те из них, которые в самой церкви практически неразличимы из-за плохой сохранности. Кстати, благодаря этому сайту, удалось реконструировать идею изображений на западной (противополжной алтарю) стене.
Она тоже состоит из трех поясов.
Вверху - Сошествие в ад (оно же Воскресение Христа). Воскресение Христа трактуется как победа над смертью сошедшего в ад Христа. Как правило, на ней изображены сломанные двери ада (лежащие в виде креста), а над ними Иисус, вытаскивающий из ада первых грешников - Адама и Еву.
Под этим сюжетом - мучение Св. Георгия известью, как самая страшная пытка (как ад). А еще ниже - триумф Св. Георгия, изображение его на белом коне. То есть, Георгий тоже побеждает смерть, вооруженный верой в Христа. Дополнением к этой идее служит изображение в самом верху, под аркой, сюжета Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух. После чего апостолы смогли говорить и понимать на всех языках и понесли христианское учение по всему миру.
Общая же схема росписей стен получается такой:
На закуску еще несколько иллюстраций из жизни Св. Георгия:
В правой части - Св. Георгий раздает имущество, в левой - сообщает Диоклетиану, что он хр
истианин (
источник).
Слева - Св. Георгий воскрешает умершего, справа - Диколетиан изумленно смотрит на это.
А здесь чувства Диоклетиана крупным планом:
( Взято
здесь). Справа от Диоклетиана - друг императора, который и предложил Георгию в доказательство истинности христианской веры воскресить кого-либо из умерших. Георгий обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший несколько веков назад.
Св. Георгий и Дмитрий Солунский (взято
здесь )