Вообще, конечно, проблема для нас всегда заключалась в том, что перемены в стране произошли «сверху», были инициированы Горбачевым лично, и не были востребованы большинством народа. Большинство же, как выясняется (хотя это и не сразу было очевидно) ожидало если и реформ, то совсем других, «андроповских», когда тунеядцев ловили бы в очередях и взяточников сажали, но при этом сохранили бы СИСТЕМУ. Система же их устраивала.
Почему же многие в начале поддержали «перестройку»?
Так привыкли - «партия плохого не укажет». Когда же некоторые очнулись, то было уже поздно, «забор уплыл». Поэтому некоторое - небольшое - количество, включая вашего покорного слугу, перемены приветствовало, большинство же - нет. Для них Горбачев оказался «предателем», разваливших их любимый совок. И это тоже не сразу было очевидно, но 90-ег годы постепенно высветили проблему. Я помню, как неожиданно для всех демократы проиграли первые свободные выборы в Госдуму в 93 году. На первом месте оказалась ЛДПР с 22,92% голосов, а партия Гайдара с 15,51% едва вышла на второе, почти сравнявшись с коммунистами, у которых было 12,4%.
Очевидно, что народу ближе оказалась идея «омывания сапогов в Индийском океане», чем идея свободы и демократии.
В 95 же году коммунисты вообще вышли на первое место, получив 22,3%, а жириновцы шли сразу за ними с 11,18% голосов. Вот этот-то блок «коммунистов и омывателей» стабильно имел поддержку каждого третьего в стране, в то время как демократы с натяжкой набирали вдвое-втрое меньше, 15-20%.
К 2003 году СПС и Яблоко имеют в сумме еще меньше - 8,27% голосов. Но это уже результат работы других факторов. А выборы 93 года - это самый пик, эйфория и надежды, и даже здесь мы видим, как плачевен был результат.
Так и рождались все эти мифы, про «угрозу НАТО», «желание превратить в сырьевой придаток», и «доброго царя, который выведет к свету». Но на деле за ними - ностальгия по совку, в котором была «стабильность», то есть не надо было думать, дергаться, а можно было тихо и мирно плыть по течению под руководством «партии родной». Безусловно есть люди, для которых сытое рабство лучше голодной свободы.
Так в чем же тут дело?
Возможно, это и правда генетическое. Или, во всяком случае, культурно-историческое наследие. Возможно, русский народ по сути своей - народ азиатский, и, тем самым, тяготеет к жесткой руке очередного Хана, или Императора, и если это не Николай, то Сталин, а если не Сталин, то Путин.
Но возможно так же, что этот народ просто не созрел для перемен. Он движется с существенной задержкой в своем развитии, и, рано или поздно, придет к тому, к чему многие другие народы пришли уже давно. К свободе и демократии.
А пока для него «виноград зелен».