БОЭЦИЙ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВОЛИ

Oct 25, 2017 12:30

В «Утешении философией» Боэций ставит интересный вопрос - как сочетается свобода воли человека и предвидение Бога, который заранее знает все наши поступки? В самом деле, если наши поступки известны, то, следовательно, они заранее предопределены. Но если они предопределены, как они могут быть свободны?

Ответ Боэция заключается в следующем:

Природа Бога изначально отличается от природы человека. Это отличие относится как к способу познания, так и к форме существования. Способ познания важен по целому ряду причин, в первую очередь потому, что, как утверждает Боэций, «все познаваемое познается не из своей природы, но из природы познающего». То есть, не предмет определяет наше познание, но наше познание определяет предмет (привет Канту из шестого века). Как метод познания человека - то есть познание через чувства и разум - определяет его знание предмета, так и метод познания Бога - который изначально отличен от метода человека, ибо Бог суть существо иного рода - определяет знание предмета. Знание Бога выше и, можно сказать, «качественнее», чем знания человека.

Далее. Важный момент, по мнению Боэция - вечность Бога. Вечность Бога принципиально отличается от вечности в понимании «не имеющее начала и конца», поскольку Бог не просто не имеет начала и конца (как не имеет их, согласно Боэцию, ссылающемуся в этом смысле на Платона в Тимее, сама вселенная), он вечен в более глубоком смысле. Бог «охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею», ему «недостает ничего из будущего» и он «не утратил ничего из прошлого» и - вот это ключевой момент - «обладает способностью быть всегда присутствующим в себе и заключать в себе подлинную бесконечность текущего времени».

То есть Бог не просто бесконечен, он ЕСТЬ бесконечность; он не просто не имеет конца и начала, он ЕСТЬ конец и начало. И, таким образом, бесконечность вселенной ниже качеством, чем бесконечность Бога, ибо Бог создал вселенную.

И вот здесь, по мнению Боэция, мы и находим ответ на вопрос о возможности сочетания предвидения Бога и свободы воли человека - Бог предвидит вещи не так, как человек, который существует В ДАННЫЙ МОМЕНТ, и для которого данный момент является единственно существующим. Для Бога все моменты существуют единовременно, как прошлое, так и будущее. И потому для человека будущее - это предсказание, которое может быть основано только на уверенности, и, следовательно, железной предначертанности, а для Бога это - тоже форма настоящего, ибо для него все «настоящее», в том числе и будущее, и он его видит так же ясно, как мы видим настоящее. И если для нас в настоящем одни вещи необходимы, другие - нет (например солнце встает по необходимости, а вот то, что мы идем в магазин это результат нашего свободного выбора и рассуждения утром «идти или не идти сегодня в магазин?», хотя в тот момент, когда мы УЖЕ ИДЕМ это тоже стало необходимым, ибо фактически совершается), то для Бога все вещи в «настоящем», и он уже знает, что мы совершили свой свободный выбор тем или иным образом.

Все это красиво, но встают два вопроса.

Первый - если Бог все это знает, и он одновременно всемогущ, то почему терпит Зло? Почему не вмешивается? Выходит какой-то нездоровый эксперимент, когда Добрейшее существо смотрит на всевозможные злодеяния, знает о них, и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ. Как-то уже не совсем красиво.

Второй вопрос еще важнее.

А именно - откуда все это взято? Красиво, конечно, но очень уж спекулятивно. На чем основано данное рассуждение? Оно, конечно, указывает на ВОЗМОЖНЫЙ вариант наличия всезнающего Бога, но никак не на ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ вариант, ибо ничем не доказывает, что сие возможное есть в действительности. То есть мы имеем красивую сказку, ничем не подтвержденную, и основанную на таких же сказках, придуманных неоплатонистами и самим Платоном. Здоровая доля скептицизма тут не помешает, как минимум.

вопросы философии, философия, Боэций

Previous post Next post
Up