Большой террор - часть 1, «Если держится на ногах - стреляй»

May 11, 2013 12:19

То, что историкам и широкой публике известно как Большой Террор - это период т.н. "чисток" имевший место в СССР в промежутке между 1936 и 1938 г.г. Хотя точное количество жертв до сих пор подвергается сомнению, сам факт "чисток" вопросов у историков не вызывает. Безусловно, причины Большого Террора многочисленны, сложны и имеют простого объяснения; однако некоторые из них могут быть установлены с более-менее высокой степенью достоверности.

Объектом данной работы являются собственно Большой Террор, его причины и последствия.

Терро́р (лат. terror - страх, ужас) - устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства. Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Большой Террор существенно отличался от всех других волн террора порожденных режимом. Пришедшая к власти в стране в результате революции Октября 1917 года партия Большевиков (фракция большинства Российской Социал-Демократической Рабочей Партии) прибегла к массовому устрашению, как методу правления, уже начиная с 1918 года. Вслед за этим прокатились еще несколько волн террора, захлестнувших страну, включая террор гражданской войны и коллективизации. Однако, как минимум одна отличительная черта должна быть отмечена в отношении волны Большого Террора 1936-1938 г.г. - никогда ранее карающий меч не был направлен против самих членов правящей партии - партии Большевиков, и тем более - т.н. Старых Большевиков-Ленинцев.

Собственно термин 'Большой Террор' был впервые употреблен Робертом Конквистом в его книге под одноименным названием. На сегодняшний день многие утверждения Конквиста подвергнуты сомнению, но меткое название осталось в истории.
Хотя наиболее активный период террора начался со времени назначения Ежова главой НКВД в декабре 1936 года, основным событием, повлекшим за собой будущие репрессии, как правило, считается убийство Сергея Кирова - Ленинградского партийного деятеля и соратника Сталина. Какое либо личное участие Сталина в этом убийстве никогда не было доказано. Собственная дочь описывает его реакцию на известие о смерти Кирова как крайне тяжелую (Аллилуева, "Двадцать писем к другу"); при этом все те источники, которые ранее считались достоверными по этой теме, были полностью дискредитированы после опубликования новых данных из архивов с наступлением 'Гласности'. В любом случае, был ли, или не был Сталин как-то замешан в убийстве, он, безусловно, воспользовался им как предлогом для массированного удара по правящей партийной элите. То, что началось в Ленинграде в 1935 году разгромом группы поддержки Зиновьева в партийной среде, вскоре продолжилось по всей стране, достигнув своей кульминации в 1937 и 1938 году.

Хронология Большого террора:

1 декабря 1934 г. ЦИК СССР приняли постановление «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик»:



29 июля 1936 года во все партийные организации было разослано секретное письмо «О террористической деятельности Троцкистско-Зиновьевского контрреволюционного блока», в котором члены бывшей оппозиции обвинялись участии в убийстве Кирова.
Сразу после этого, в августе того же года, близкие соратники Ленина и старые большевики, а также в прошлом лидеры оппозиции, Лев Каменев и Григорий Зиновьев, были признаны виновными в соучастии в убийстве Кирова и приговорены к смерти.



В начале 1937 года состоялся еще один процесс, дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Среди обвиняемых: Карл Радек, Юрий Пятаков и Григорий Сокольников. 13 человек расстреляны, остальные приговорены к длительным срокам заключения.

Установка на начало чистки была дана на пленуме ЦК ВКП(б) 23 февраля - 5 марта 1937 года.
3 марта с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В. Сталин, повторивший свой известный вывод об обострении классовой борьбы. Он заявил:

«…чем больше будем продвигаться вперёд, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы как последние средства обречённых»
Сталин И.В. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников: Доклад на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 года

В последствии из 72 лиц, выступавших на этом пленуме, 52 были расстреляны.

Первая тройка была создана с целью "борьбы против кулаков".

В июне 1937 года несколько старших офицеров Советской Армии, включая маршала Тухачевского, были признаны виновными в шпионаже в пользу Германии и немедленно расстреляны - т. н. «Дело антисоветской троцкистской военной организации». Обвиняемым вменялось планирование военного переворота 15 мая 1937.

2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик следующую телеграмму:

Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, - являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.

И.Сталин

16 июля 1937 г. состоялось совещание Ежова с начальниками областных управлений НКВД для обсуждение вопросов проведения предстоящей операции. Бывший нарком внутренних дел Армении Н. В. Кондаков со ссылкой на своего бывшего начальника по Ярославскому управлению НКВД А. М. Ершова показывал:

"Ежов допустил такое выражение «Если во время этой операции и будет расстреляна лишняя тысяча людей - беды в этом совсем нет. Поэтому особо стесняться в арестах не следует»
(ЦА ФСБ РФ Ф Зое Оп 6 Д 4 Л 207)

«Начальники управлений,стараясь перещеголять друг друга, докладывали о гигантских цифрах арестованных Выступление Ежова на этом совещании сводилось к директиве „Бей, громи без разбора“ Ежов прямо заявил, - продолжал он, - что в связи с разгромом врагов будет уничтожена и некоторая часть невинных людей, но что это неизбежно»
А. И. Успенский
(ЦА ФСБ РФ Ф Зое Оп 6 Д 3 Л 410).

На вопрос Успенского, как быть с арестованными 70- и 80 летними стариками, Ежов отвечал

«Если держится на ногах - стреляй»
(ЦА ФСБ РФ Ф Зое On 6 Д 3 Л 410).

31 июля 1937 приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» был одобрен Политбюро ЦК ВКП (б) (одновременно было принято решение о расширении системы лагерей ГУЛАГа) и подписан Ежовым.

Из приказа НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»:

О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ.
1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках - РАССТРЕЛУ.

б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.

Когда дело пошло на конвеер, стали возникать совершенно комические ситуации: так, из-за огромного объёма фальсификации следственных дел, а также не слишком высокого общего уровня грамотности следователи иногда допускали абсурдные ошибки. Например, из-за неправильного написания фамилии указывалось, что Штеклян Антон Петрович завербовал Штеклера Антона Петровича (на самом деле это один и тот же человек), а немцу Эдуарду Зоммерфельду вменялось в вину посещение польского клуба в Москве, где он якобы встречался с немецкими шпионами («БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН. 1937-1938 гг. Книга Памяти жертв политических репрессий. Выпуск 8.- М: Издательство „Альзо“, 2007», с. 210 [ссылка на ГА РФ. Ф 10035. Оп. 1 Д. П-52533, ГА РФ. Ф 10035. Оп. 1 Д. П-47776])

"Вот разительный пример -тов. Андреев рассказывал. Ему надо было отпечатать докладную записку. Он ему говорит, у вас есть проверенная машинистка. Тот мнется. Вот три машинистки. Он решил спросить для интереса, что это за машинистки. Оказывается - одна немка, подозрительная по шпионажу, вторая полька, тоже подозрительная по шпионажу и третья, на которую ему указали как на самую проверенную, оказывается, у нее на днях расстреляли мужа - бывшего белогвардейца. Естественно, что тов. Андреев не дал этой «проверенной» машинистке работу. Пришел в центральный аппарат и спросил, нельзя ли у вас найти проверенную машинистку.

Товарищ Андреев говорит, что начальник ДТО неплохой парень и работает неплохо, а вот при этом неплохом парне сидят три такие машинистки. После этого спрашивается, что он за чекист? А? Что он за разведчик, который ищет шпионов на своей дороге, тогда когда под носом у него они сидят и он их не замечает. Что это, персональный недостаток этого товарища только? К сожалению, нет.
...

…Если взять контингент, так он более чем достаточный, а вот знаете головку, организаторов, верхушку, вот задача в чём заключается. Чтобы снять актив - сливки, организующее их начало, которое организует, заводило. Вот это сделано или нет? - Нет, конечно. Вот возьмите, я не помню, кто это мне из товарищей докладывал, когда они начали новый учёт проводить, то у него, оказывается, живыми ещё ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чёртика. Всё это что показывает? Почему этих людей не перестреляли давно? Это же всё-таки не что-нибудь такое, как говорится, а архимандрит всё-таки. (Смех.) Это же организаторы, завтра же он начнёт что-нибудь затевать…

…Вот расстреляли полтысячи и на этом успокоились, а сейчас, когда подходят к новому учёту, говорят, ой, господи, опять надо. А какая гарантия, что вы через месяц опять не окажетесь в положении, что вам придётся такое же количество взять…"
(Выступление Н. И. Ежова перед руководящими работниками НКВД УССР 17 февраля 1938 г)

Из материалов январского пленума ЦК 1938 года. Дело Постышева:

"Тов. Постышев сидел в обкоме с марта месяца и, я должен сказать, что до вмешательства Центрального Комитета, до августа месяца, когда Центральный Комитет послал секретаря ЦК т. Андреева, никакой борьбы с врагами не было…

Тов. Андреев … Постышеву сказал: «Тов. Постышев, Центральный Комитет считает, что борьбы у вас с врагами нет, что вам надо мобилизовать куйбышевскую парторганизацию на разоблачение врагов. Дела у вас неважные»

Тогда стиль [у Постышева] появился другой, что везде и всюду начал кричать, что нет порядочных людей… У нас две недели все секретари городских райкомов и весь аппарат райкомов в городе Куйбышеве бегали с лупами. Постышев берет лупу, вызывает к себе представителя райкома и начинает рассматривать тетради, все тетради у нас оборвали, на обложках находили фашистскую свастику и дошли до того, что на печеньях есть олени - фашистские значки, на конфетах карамель, там цветок, это тоже фашистский значок."
(III. Январский пленум ЦК: дело Постышева - Партия расстрелянных - В. Роговин)

О методах, которыми добивались признания у тех, кто "на обложках тетрадей прятал свастику" было сказано в сопроводительном письме к акту приёма-сдачи дел в НКВД СССР от 29 января 1939 г.на имя Сталина, представленным наркомом внутренних дел СССР Л. П. Берия, секретарем ЦК ВКП (б) А. А. Андреевым и заведующим отделом организационно-партийной работы ЦК ВКП (б) Г. М. Маленковым:

"Грубейшим образом извращались методы ведения следствия, применялись без разбора массовые избиения заключённых для вымогательства ложных показаний и «признаний». Заранее определялось количество признаний, которых должен добиться в течение суток каждый следователь от арестованных, причём нормы часто доходили до нескольких десятков «признаний». Следователями широко применялась практика полного взаимного информирования о содержании полученных показаний. Это давало возможность следователям при допросах «своих» арестованных подсказывать им тем или иным способом факты, обстоятельства, фамилии лиц, о которых были раньше даны показания другими арестованными. В результате очень часто такого рода следствие приводило к организованным оговорам ни в чём неповинных людей. Для того, чтобы получить большее количество признаний, в ряде органов НКВД прибегали к прямой провокации: уговаривали заключённых дать показания об их, якобы, шпионской работе в пользу иностранных разведок, объясняя при этом, что такого рода вымышленные показания нужны партии и правительству для дискредитации иностранных государств. При этом обещали заключённым освободить их после дачи подобного рода «признаний». Руководство НКВД в лице тов. Ежова не только не пресекало такого рода произвол и перегибы в арестах и в ведении следствия, но иногда само способствовало этому. Малейшие попытки со стороны чекистов-партийцев противодействовать такому произволу глушились"

Но в то же время уже январский пленум 1938 года уже дал некие намёки на сворачивание террора. Своим постановлением «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков» пленум признал многочисленные «перегибы» при исключении коммунистов из партии.

Последний публичный суд состоялся в марте 1938 года, - т.н. процесс «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся соратник Ленина, Николай Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков, Христиан Раковский, Николай Крестинский и Генрих Ягода - организатор первого московского процесса. Все они, кроме трех, впоследствии, также были приговорены к смерти.



Конец Большому террору был положен постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года. Все внесудебные органы, кроме Особого совещания, были ликвидированы, все массовые операции прекращены. Упрощённый порядок ведения следствия категорически запрещался, на любой арест теперь нужно было получить санкцию прокурора. Тем не менее расстрелы продолжались еще около двух недель.
25 ноября 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, оставшись на занимаемой им с 8 апреля 1938 года должности наркома водного транспорта. Его преемником стал Л. П. Берия. Это окончательно остановило машину террора.

По свидетельству авиаконструктора Яковлева, в 1941 году Сталин так высказался о Ежове:

"Ежов мерзавец! Разложившийся человек. Звонишь ему в Наркомат - говорят: уехал в ЦК. Звонишь в ЦК - говорят: уехал на работу. Посылаешь к нему на дом - оказывается, лежит на кровати мертвецки пьяный. Многих невинных погубил. Мы его за это расстреляли."
Сталин: время, люди, Империя - Встречи со Сталиным

10 апреля 1939 года Ежов был арестован. Ему и Фриновскому предъявили обвинения в руководстве контрреволюционной фашистской организацией в НКВД, подготовке государственного переворота и терактов, шпионаже, убийствах неугодных им лиц. Также Ежова обвинили в мужеложстве. 3 февраля 1940 года ВКВС под председательством В. В. Ульриха приговорила их к расстрелу. 4 февраля 1940 г. они были казнены.

Большой террор в цифрах:

Большинство источников подтверждают, что значительный удар оказался направлен против т.н. Старых Большевиков, ведущих лиц в армии и в партии. Из 139 полных и кандидатов в члены ЦК выбранных на т.н. «Конгрессе победителей» в 1934 году только 41 человек избежал репрессий Большой Чистки (По материалам XX съезда КПСС). Согласно архивам НКВД в течении двух лет начиная с 1 января 1937 года было в целом арестовано по стране 1 575 259 человек, из них признано виновными и осуждено 1 344 923 человека и из этого числа расстреляно 681 692 человека (ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 4157,11. 201-5.)

Полная таблица из ГАРФ по периоду 1921 - 1939 г.г.:

Графы:

1.Год
2.Всего арестовано
3.В том числе за контрреволюционные преступления
4.Из них за анти-советскую пропаганду
5.За другие преступления
6.Всего осуждено
7.Расстреляно
8.Отправлено в лагеря
9 В ссылку
10.Другое наказание



(продолжение здесь)

история, Сталин, Россия

Previous post Next post
Up