Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Политика. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Да ну, какое там революционное учение, там же сущий "шведский стол" - выбирай, что тебе по вкусу. А в мюнцеровы времена попросту не водилось какой-либо иной широко известной идеологии, потому и приходилось революционерам апеллировать к расхожим воззрениям, прочно сидевшим в массовом сознании. Как, впрочем, и позже, практически до последней четверти XVIII столетия. Примечательно, что ВФР впервые обошлась в своем идеологическом оформлении без отсылок к библейским представлениям - почему, в частности, и производит впечатление первой настоящей революции.
С ВФР все сложнее. Робеспьер же выдвинул свою программу с "верховным существом". И тот же Жак-Рене Эбер, а.к.а. папаша Дюшен, дехристианизатор (!), по устному преданию, называл Иисуса "первым санкюлотом", то бишь "революционером". Так что не вопреки, а благодаря идейной неоднородности текстов и их интерпретации ("шведский стол", как вы правильно подметили), Иисуса и христианство можно адаптировать, иногда весьма убедительно, к взаимоисключающим движухам и идеологическим доктринам. В том и заключается, вероятно, живучесть образа и легенды.
//выдвинул свою программу с "верховным существом"// - насколько я понял, именно в качестве альтернативы христианской парадигме. Дескать, не доросла широкая публика до какого ни на есть материализма, вот пусть ей будет что-то в мало-мальски привычном и понятном стиле. И неудивительно, что проект "не взлетел", да и не мог, пожалуй, "взлететь".
Если бы! Материалистов и атеистов в то время в том месте не водилось, кроме Сильвена Марешаля разве что, а он погоды не делал. Большинство, будучи деистами разных оттенков, справедливо полагали, что достаточно церковь вынести за скобки государства и контролировать, чтобы против республики не агитировали. Но Робеспьер был жестким и последовательным противником атеизма и даже скептицизма - это раз. А на культ верховного существа возлагал надежду, что станет оный культ общенациональной идеей. "Французы признают в.с. и бессмертие души". Если не признаешь - ты себя тем самым ставишь вне общества. Такая "гражданская религия", обязательная для всех, это не лучше, а то и хуже католицизма. Фактически это отмена свободы совести и вероисповедания. И оспорить этот факт невозможно. Робеспьеру и говорили, что, мол, обалдел теократию устанавливать? Грустный эпизод ВФР. Мы как-то обсуждали, что по своему личному опыту знаем: как только в государственный закон (конституцию) впихивают какое-нибудь "верховное существо", это верный признак идейного и
( ... )
У Герцена, помню, я читала с большим уважением и пониманием его слова о том, что никогда он не мог перечитать евангелия без восхищения и преклонения. Хотя, как известно, Герцен был одним из первых атеистов в русской культуре, причем он пришел к атеизму самостоятельно, после чтения Гегеля и мучительных раздумий.
Мне кажется, что история Христа так трогает, как трогает и история Сократа. И про Сократа можно сказать, что некоторые из его взглядов отчетливо реакционны или консервативны. Но другие - прямо противоположные.
Сама же история человека, который возвышался над другими своими душевными качествами, был человеколюбив, самоотверженен, душевно щедр, открыт, свободен от обычных предрассудков, чей смысл жизни было в помощи другим, но который был несправедливо осужден и погублен, причем умер без страха, эта история не может не волновать.
Христос и христианство - две вещи несовместные ))) На это, в частности, и упирали революционеры, которых я упомянул. Пытались высвободить Иисуса из религиозного, особенного клерикального контекста. Ну, так мыслят некоторые люди и по сей день.
Я знаю разницу между системой западных церквей и российской, называемой не иначе как ЗАО РПЦ. Знаю некоторые тонкости. И, тут уж бытие определяет сознание, в сегодняшней России у порядочного человека отношение к церкви не может быть иным, кроме как отрицательным.
Ну, многие в руководстве католической церкви тоже граждане нерукопожатные. Но другие тоже есть. Мой опыт, конечно, ограниченнен несколькими странами, 'я вам не скажу за всю Одессу".
Скорее всего, реальный персонаж такой был и проповеди его действительно содержали элементы совершенно немыслимого и революционного в то время - эгалитаризма и интернационализма. Другое дело, что после его смерти ученики, начиная с апостолов, наплодили такое количество ответвлений "христианства" на любой вкус, что ядро собственно христианства сильно размылось. А т.н. апостол Павел, тот ещё крипто-фарисей и провластный оппортунист в одном флаконе, успел уже в первом веке ещё и частичную мини-контрреволюцию устроить, опять навязав почитание власти, мелочные ритуалы, патриархальный домострой, ксенофобию с гомофобией и многое другое, довольно быстро превратив умеренно-прогрессивное революционное движение (по меркам того времени) в то, что мы знаем по самым гадким страницам "христианской" истории - бесконечным распрям, коррупции, оправданию угнетения и т.д.
Нужно ли обращаться сегодня хотя бы к христианскому евангельскому ядру, не запоганенному последующими "паулианскими" и "святоотеческими" редакциями? Для современного просвещённого
( ... )
Спасибо за комментарий. Кумранские рукописи вроде как действительно позволяют предполагать существование некоего персонажа. И, возможно, опасаясь революционного элемента проповедей, властьимущие решили "организовать и возглавить" (через того самого Савла-Павла и присных).
подготовиться к диалогу с верующими. Исходя из принципа выбора меньшего зла Разумно. В упорото-католических и протестантских странах по крайней мере приходится считаться с умонастроениями. А вот в РФ, по моему строго личному впечатлению, в массах религии не укоренены, это какой-то тонкий налет, который может развеяться при повороте "партии и правительства" 😉
Comments 25
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Примечательно, что ВФР впервые обошлась в своем идеологическом оформлении без отсылок к библейским представлениям - почему, в частности, и производит впечатление первой настоящей революции.
Reply
Reply
- насколько я понял, именно в качестве альтернативы христианской парадигме. Дескать, не доросла широкая публика до какого ни на есть материализма, вот пусть ей будет что-то в мало-мальски привычном и понятном стиле. И неудивительно, что проект "не взлетел", да и не мог, пожалуй, "взлететь".
Reply
Мы как-то обсуждали, что по своему личному опыту знаем: как только в государственный закон (конституцию) впихивают какое-нибудь "верховное существо", это верный признак идейного и ( ... )
Reply
У Герцена, помню, я читала с большим уважением и пониманием его слова о том, что никогда он не мог перечитать евангелия без восхищения и преклонения. Хотя, как известно, Герцен был одним из первых атеистов в русской культуре, причем он пришел к атеизму самостоятельно, после чтения Гегеля и мучительных раздумий.
Мне кажется, что история Христа так трогает, как трогает и история Сократа. И про Сократа можно сказать, что некоторые из его взглядов отчетливо реакционны или консервативны. Но другие - прямо противоположные.
Сама же история человека, который возвышался над другими своими душевными качествами, был человеколюбив, самоотверженен, душевно щедр, открыт, свободен от обычных предрассудков, чей смысл жизни было в помощи другим, но который был несправедливо осужден и погублен, причем умер без страха, эта история не может не волновать.
Reply
Reply
Reply
Reply
Понимаю Ваш аргумент, но для меня он слишком прямолинеен, так я сейчас вижу дело. 🙂
Reply
Reply
Ну, многие в руководстве католической церкви тоже граждане нерукопожатные. Но другие тоже есть. Мой опыт, конечно, ограниченнен несколькими странами, 'я вам не скажу за всю Одессу".
Reply
Скорее всего, реальный персонаж такой был и проповеди его действительно содержали элементы совершенно немыслимого и революционного в то время - эгалитаризма и интернационализма. Другое дело, что после его смерти ученики, начиная с апостолов, наплодили такое количество ответвлений "христианства" на любой вкус, что ядро собственно христианства сильно размылось. А т.н. апостол Павел, тот ещё крипто-фарисей и провластный оппортунист в одном флаконе, успел уже в первом веке ещё и частичную мини-контрреволюцию устроить, опять навязав почитание власти, мелочные ритуалы, патриархальный домострой, ксенофобию с гомофобией и многое другое, довольно быстро превратив умеренно-прогрессивное революционное движение (по меркам того времени) в то, что мы знаем по самым гадким страницам "христианской" истории - бесконечным распрям, коррупции, оправданию угнетения и т.д.
Нужно ли обращаться сегодня хотя бы к христианскому евангельскому ядру, не запоганенному последующими "паулианскими" и "святоотеческими" редакциями? Для современного просвещённого ( ... )
Reply
Кумранские рукописи вроде как действительно позволяют предполагать существование некоего персонажа. И, возможно, опасаясь революционного элемента проповедей, властьимущие решили "организовать и возглавить" (через того самого Савла-Павла и присных).
подготовиться к диалогу с верующими. Исходя из принципа выбора меньшего зла
Разумно. В упорото-католических и протестантских странах по крайней мере приходится считаться с умонастроениями. А вот в РФ, по моему строго личному впечатлению, в массах религии не укоренены, это какой-то тонкий налет, который может развеяться при повороте "партии и правительства" 😉
Reply
Leave a comment