In English Православные перед зданием суда в процессе слушаний по делу и выставке "Осторожно, религия!"
ИсточникОрганизованный "Народным собором" суд против искусствоведа Андрея Ерофеева и директора Центра и музея им. Сахарова, Юрия Самодурова, привлек более 13 тыс. писем возмущенных православных верующих.
Московский искусствовед, редактор популистского арт портала Openspace.ru Екатерина Деготь в последнем (ноябрьском) номере Артфорума
представила свой взгляд на местную художественную ситуацию. Дежурно критикуя гламурность и популизм "Гаражей" и "Фабрик", она умудрилась полностью проигнорировать не менее критическую
ситуацию вокруг цензуры и преследований московских художников и кураторов. Между тем, инициированные профашистскими организациями, такими как "Народный собор", "суды над искусством" оказали не менее глубокое влияние на культурную жизнь, чем Гаражи, Фабрики и Оупенспейсы вместе взятые. В ситуации государственно-санкционированной цензуры и уголовных преследований, московские художники и кураторы признаются виновными в экстремизме и разжигании национальной и религиозной вражды, теряют работу, вынужденно покидают пределы страны, становятся политическими беженцами, кончают жизнь самоубийством. Возможность предстать перед правосудием за свое искусство внушает страх, способный окончательно определить предпочтения художников в сторону "чистой эстетике", гламура и аполитичности.
Тем не менее, Деготь тщательно обходит факты цензуры официальных русских международных выставoк, и выставок в обычных галереях, где потенциально спорные работы вряд ли можно показать сегодня без письменного разрешения Московской Патриархии. Не упоминает она и о выставке "Осторожно, религия", полностью уничтоженной организованной группой православных верующих, впоследствие награжденных Протеиереем Шаргуновым ценными подарками за хорошо проделанную работу. В статье нет ни слова о недавней ситуации вокруг Лувра, которая, пожалуй, стала одним из самых ярких политических событий в истории современного русского искусства.
Вместо этого, Деготь рассказывает историю o самоуверенном и самовлюбленном московском enfant terriblе ... Так она окрестила ученого, искусствоведа, известного музейного куратора, главу отдела Новейших течений в Государственной Третьяковской галерее, собирателя и архивариуса, к.и.н. Андрея Ерофеева. Который потерял свою работу сразу после начала судебного разбирательства в 2008 году и был признан виновным в июле прошлого года за выставку "Запретное искусство-2006", проведенную в 2007 (а не 2008 как утверждает Деготь). Ну, что ж. Наверное вряд ли стоит оказывать особые почести этому оступившемуся несчастному, в общем-то, уголовнику. В конце-концов, ему нравятся такие посредственные группы как "Синие носы", в любом случае ...
Деготь пишет:
Хотя, с одной стороны, Московские художественные пространства ("Винзавод", Гараж) превращаются в популистские места для тусовок с сильным акцентом на дизайн и потребительскую "креативность" - упрощенный вариант модели Tate Modern - с другой стороны, неолиберальный порядок присвоил элитарность неофициальной сцены и таким образом создает у толпы иллюзию, что он лучше, чем остальная часть общества.
Я считаю, что подобное чувство превосходства ,дарованное искусством, движет, например, самой обсуждаемой в Москве фигурой enfant terrible, куратором Андреем Ерофеевым, который в мае этого года, после длительного судебного разбирательства, был оштрафован примерно на пять тысяч долларов за оскорбление православных верующих его выставкой "Запретное искусство", проведенной в 2008. Ерофеев заявил, что он хотел привлечь внимание к политической, моральной и религиозной цензуре, но выставка не была широко доступной (в интернете ее не было, например) и, очевидно, не была обращена к широкой аудитории - просто к людям искусства, иностранным журналистам, и, не в последнюю очередь, государственным и церковным чиновникам, которых Ерофеев пытался раздразнить. Еще более поразительным было то, что Ерофеев выбрал Музей и общественный центр Андрея Сахарова в качестве места для выставки - институцию с четкой демократической просветительской миссией (тогда еще будучи директором музея, Юрий Самодуров был приговорен вместе с Ерофеевым, к немного более высокому штрафу), подвергнув эту, и без того занимающую шаткое политическое положение институцию, серьезному риску.
В ходе судебного разбирательства, Ерофеев не получил какой-либо серьезной поддержки от своих коллег, не говоря уже о художниках, некоторые из которых организовали примирительную выстаку неорелигиозного искусства на территории действующей церкви. Но аргумент сторонников Ерофеева, вторя самому Ерофееву, заключался в том, что художники имеют уникальное право на "эксперимент" и "провокацию". Как ни кажется странным, но почти никто не утверждал, что критика, в том числе и церкви - это право каждого гражданин, а не только художников.
В здании суда во время слушаний дела о выставке "Осторожно, религия".
Источник Полностью уничтоженная выставка "Осторожно, религия".
Еще фото Протоиерей Шаргунов наградил участников погрома в Сахаровском центре ценными подаркамиСлева направо: Григорий Гарбузов, Михаил Люкшин, Владимир Сергеев, Николай Смахтин, протоиерей Александр Шаргунов, пред.правления Фонда Святителя Николая А.Ю. Быков, Алексей Кульберг, Анатолий Зякин