В обзоре московского "нового порядка" для Арфорума Деготь обошла молчанием "суды над искусством"

Nov 03, 2010 21:59


In English

Православные перед зданием суда в процессе слушаний по делу и выставке "Осторожно, религия!" Источник
Организованный "Народным собором" суд против искусствоведа Андрея Ерофеева и директора Центра и музея им. Сахарова, Юрия Самодурова, привлек более 13 тыс. писем возмущенных православных верующих.

Московский искусствовед, редактор популистского арт портала Openspace.ru Екатерина Деготь в последнем (ноябрьском) номере Артфорума представила свой взгляд на местную художественную ситуацию. Дежурно критикуя гламурность и популизм "Гаражей" и "Фабрик", она умудрилась полностью проигнорировать не менее критическую ситуацию вокруг цензуры и преследований московских художников и кураторов. Между тем, инициированные профашистскими организациями, такими как "Народный собор", "суды над искусством" оказали не менее глубокое влияние на культурную жизнь, чем Гаражи, Фабрики и Оупенспейсы вместе взятые. В ситуации государственно-санкционированной цензуры и уголовных преследований, московские художники и кураторы признаются виновными в экстремизме и разжигании национальной и религиозной вражды, теряют работу, вынужденно покидают пределы страны, становятся политическими беженцами, кончают жизнь самоубийством. Возможность предстать перед правосудием за свое искусство внушает страх, способный окончательно определить предпочтения художников в сторону "чистой эстетике", гламура и аполитичности.

Тем не менее, Деготь тщательно обходит факты цензуры официальных русских международных выставoк, и выставок в обычных галереях, где  потенциально спорные работы вряд ли можно показать сегодня без письменного разрешения Московской Патриархии. Не упоминает она и о выставке "Осторожно, религия", полностью уничтоженной организованной группой православных верующих, впоследствие награжденных Протеиереем Шаргуновым ценными подарками за хорошо проделанную работу. В статье нет ни слова о недавней ситуации вокруг Лувра, которая, пожалуй, стала одним из самых ярких политических событий в истории современного русского искусства.

Вместо этого, Деготь рассказывает историю o самоуверенном и самовлюбленном московском enfant terriblе ... Так она окрестила ученого, искусствоведа, известного музейного куратора, главу отдела Новейших течений в Государственной Третьяковской галерее, собирателя и архивариуса, к.и.н. Андрея Ерофеева. Который потерял свою работу сразу после начала судебного разбирательства в 2008 году и был признан виновным в июле прошлого года за выставку "Запретное искусство-2006", проведенную в 2007 (а не 2008 как утверждает Деготь). Ну, что ж. Наверное вряд ли стоит оказывать особые почести этому оступившемуся несчастному, в общем-то, уголовнику. В конце-концов, ему нравятся такие посредственные группы как "Синие носы", в любом случае ...

Деготь пишет:

Хотя, с одной стороны, Московские художественные пространства ("Винзавод", Гараж) превращаются в популистские места для тусовок с сильным акцентом на дизайн и потребительскую "креативность" - упрощенный вариант модели Tate Modern - с другой стороны, неолиберальный порядок присвоил элитарность неофициальной сцены и таким образом создает у толпы иллюзию, что он лучше, чем остальная часть общества.

Я считаю, что подобное чувство превосходства ,дарованное искусством, движет, например, самой обсуждаемой в Москве фигурой enfant terrible, куратором Андреем Ерофеевым, который в мае этого года, после длительного судебного разбирательства, был оштрафован примерно на пять тысяч долларов за оскорбление православных верующих его выставкой "Запретное искусство", проведенной в 2008. Ерофеев заявил, что он хотел привлечь внимание к политической, моральной и религиозной цензуре, но выставка не была широко доступной (в интернете ее не было, например) и, очевидно, не была обращена к широкой аудитории - просто к людям искусства, иностранным журналистам, и, не в последнюю очередь, государственным и церковным чиновникам, которых Ерофеев пытался раздразнить. Еще более поразительным было то, что Ерофеев выбрал Музей и общественный центр Андрея Сахарова в качестве места для выставки - институцию с четкой демократической просветительской миссией (тогда еще будучи директором музея, Юрий Самодуров был приговорен вместе с Ерофеевым, к немного более высокому  штрафу), подвергнув эту, и без того занимающую шаткое политическое положение институцию, серьезному риску.

В ходе судебного разбирательства, Ерофеев не получил какой-либо серьезной поддержки от своих коллег, не говоря уже о художниках, некоторые из которых организовали примирительную выстаку неорелигиозного искусства на территории действующей церкви. Но аргумент сторонников Ерофеева, вторя самому Ерофееву, заключался в том, что художники имеют уникальное право на "эксперимент" и "провокацию". Как ни кажется странным, но почти никто не утверждал, что критика, в том числе и церкви - это право каждого гражданин, а не только художников.



В здании суда во время слушаний дела о выставке "Осторожно, религия". Источник



Полностью уничтоженная выставка "Осторожно, религия". Еще фото



Протоиерей Шаргунов наградил участников погрома в Сахаровском центре ценными подарками
Слева направо: Григорий Гарбузов, Михаил Люкшин, Владимир Сергеев, Николай Смахтин, протоиерей Александр Шаргунов, пред.правления Фонда Святителя Николая А.Ю. Быков, Алексей Кульберг, Анатолий Зякин

russian art critics, russian orthodox church

Previous post Next post
Up