Почему ЛеВитт - концептуалист, а Кабаков - нет? Потому что работы ЛеВитта не требуют от зрителя никаких усилий по
декодированию/интерпретации. Работы ЛеВитта не несут ничего, кроме его собственной идеи. "Беспрепятственно" транслируемой зрителю. Инными словами, совершенно невозможно сказать "о чем" эти работы, "про что" они. Они - о самих себе. Чистая идея, не касающаяся ничего другого (внешнего, предметного, беспредметного, реального, воображаемого и т.п.). Поэтому размышление зрителя способно проделать тот же путь, что и размышление авторa. Работы концептуалистов не требуют интерпретаций, их задача - не в этом. А в прямой трансляции авторского жеста, "идеи". В России не было концептуализма. Возможно, лишь Коллективные Действия могут каким-то образом оказаться близки к этому течению.
Кабаков не работал над "чистотой" контакта со зрителем, напротив - расширял возможные интерпретации его работ, заставляя зрителя домысливать, додумывать, угадывать, что хотел сказать автор (даже если он может ничего не хотел этим сказать). Данный эффект "расширения", в частности, возникает благодаря вводимым им разрывам, пустотам, фрагментарности в его произведениях. Его задача при этом - попытаться сделать зрителя своим со-автором. Но не этим ли занимается любой традиционный художник? В чьих работах зритель по определению - соавтор, но только иногда - против воли автора. А Кабаков пытается это противостояние снять. При этом еще более запутывая ситуацию. Поскольку "снятия" не происходит. Ведь автор - Кабаков - довольно надежно и крепко "сидит" в произведении.
Еще работы Сола ЛеВитта с
выставки "Формы, полученный из куба"