http://www.podrobnosti.mk.ua/2013/07/13/vradievka-kak-pokazatel-degradacii-vlasti-i-oppozicii.html Научить и власть, и оппозицию правильно реагировать на ЧП и подтолкнуть сделать правильные выводы должна была еще трагедия Оксаны Макар. Ведь и тогда толчком к народному восстанию послужили действия милиционеров райотдела, из которого выпустили насильников, когда изувеченная Оксана доживала последние дни и еще могла дать показания.
Но только массовое народное возмущение по всей стране (!) заставило милицейскую систему выполнить букву закона - арестовать обвиняемых и вести следствие именно по тем статьям, в которых их и обвиняли, а не по тем, которые создают меньше проблем системе. Оппозиция тогда подхватила волну народных протестов и как на доске для серфинга пыталась выплыть на ней к вершинам славы. Что, собственно, во многом ей благополучно удалось - Катеринчук, представлявший интересы пострадавшей в суде, стал народным депутатом (не будем здесь касаться источников финансирования его предвыборной кампании).
А власть, которая априори всегда в любом обществе находится на противоположной стороне ринга от народного бунта и пляски оппозиции, пыталась сгладить ситуацию, показывая свою заинтересованность в справедливом расследовании.
И власть, и оппозиция, ситуацию с Оксаной Макар использовали максимально. Но каковы последствия деятельности обеих? Что кардинально изменилось в системе правопорядка, да и в украинском обществе в целом? Какие шаги были предприняты или хотя бы предложены, чтобы подобное не повторилось?
Оксана Макар и Ирина Крашкова - всего лишь одинокие отголоски того массового потока зверств, которые происходят в Николаевской области в частности и в Украине в целом. Разница лишь в том, что на этих двух истерзанных девушек общество отреагировало. А сколько таких жертв остались незамеченными!?
Последние пару лет Николаевская область буквально фонтанирует жуткими преступлениями. Они здесь - настолько обычное явление, что на них даже не обращают внимания.
Когда информационная лента пестрит сообщениями об убийствах, их информационная ценность снижается. Также, как в периоды войны утрачивается значимость и ценность человеческой жизни - в такие моменты общество не видит разницы между цифрами «100 тысяч» и «110 тысяч» убитых.
Сегодня информационная ценность сообщений об издевательствах и других правонарушениях снижена настолько, что журналисты в Николаевской области с трудом растягивают скандал с милиционером Фартушным, который, будучи пьяным, жестоко избил студентов, до сугубо городского масштаба.
А в соседней Польше, которая по сравнению с другими европейскими странами наиболее близка к Украине и в материальном, и в ментальном плане, последнее самое громкое, прозвучавшее на всю страну и долго обсуждаемое правонарушение - совершила полициантка, которая уселась за руль с 0,5 промилле алкоголя в крови, что примерно
равняется бокалу пива. В Польше это правонарушение стало настоящим скандалом, причем на всю страну.
В Николаеве же успели забыть недавнее жестокое
избиение и изнасилование парня в Еланецком районе. Голого зверски избитого юношу нашли с палкой в заднем проходе, зато в милиции заявляют, что никакого изнасилования не было, а сам он был пьян.
Пресс-служба милиции (!) распространяет информацию, которая просто в голове не укладывается - жертва извергов, по их версии, спровоцировал преступников на то, чтобы те ударили его по лицу в ответ на оскорбления. Никакой палки не было, кто сжег одежду парня - неизвестно, как проломился череп и сломались пальцы - загадка. После официального заявления милиции пострадавший молодой человек и его друзья, которые заявили о случившемся, резко замолчали. Но что более прискорбно - замолчала и пресса.
Общество никак не отреагировало на серию убийств валютчиков, которые произошли в Николаевской области за последние два года. В этом, наверное, единственном раскрытом (!) деле
убийцей оказался майор милиции.
Все привыкли к тому, что в области работают запрещенные законом залы игровых автоматов, в которых
убивают беременных женщин, а сами залы охраняются государственной (!) службой охраны, которая приезжает по вызову «тревожной кнопки» в случае обнаружения общественниками этих залов. А
тех, кто борется с работой игровых автоматов, в Николаеве засуживают на семь лет лишения свободы.
Даже журналисты уже не вспоминают о шести (!!!) заказных убийствах или покушениях на убийства, которые за последний год были совершены в г. Николаев профессиональными киллерами. Одинокие отголоски новостей о заказных убийствах прозвучали разве что на днях, когда
УБОПовцы остановили авто Михаила Михайлишина и подкинули ему в салон патрон - как доказательство причастности водителя к убийству бизнесмена Зубатина. При этом на патроне не было ни одной царапины, а понятой так и не отказался от своих показаний, что видел, как милиционер этот патрон подкидывал. И уж никак следователь не ожидал, что Михайлишин двумя неделями ранее менял в машине салон, а значит ну никак вещдок не мог там пролежать с момента убийства - еще с мая.
И вовсе вопиющий случай - УБОП, ссылаясь на проведение оперативных действий, взял в заложники несколько десятков людей, работающих в арендованных офисах в здании на проспекте Ленина, в котором расположена редакция podrobnosti.mk.ua, и не имеющих никакого отношения с проводимому расследованию.
Милиционеры избили журналистку podrobnosti.mk.ua - женщину (!). А последовавшее за этим
официальное заявление милиции было больше похожим на анекдот с черным юмором: пострадавшая несколько раз упала лицом на ботинки офицера, чем нанесла ему телесные повреждения. Это всего лишь те наиболее громкие темы, которые прозвучали в николаевских медиа за последнее короткое время. События во Врадиевке вскрыли еще больше тем, которые милицией были умолчены. Количество, а главное, жестокость таких преступлений, которые совершены либо самими сотрудниками правоохранительных органов, либо с их благословения, и скрыты от правосудия, в одной только Врадиевке, поражает любое самое искушенное воображение. А сколько таких Врадиевок только в Николаевской области… А сколько таких Врадиевок во всей Украине!? Общество уже дало свою оценку: вся Украина - Врадиевка.
С криками «Врадиевка» люди штурмовали райотдел милиции в Киеве. Тамошняя жертва оборотня в погонах Ирина, как и николаевская журналистка Наталья Барбарош, тоже сама «напала» на милиционера и ушибла своей спиной его руки. Милиционер ведь в целях ее же безопасности выставил ладони вперед - а она взяла и врезалась в них! Можно только представить, какую травму женщина нанесла правоохранителю, если с такой силой на него навалилась, что у самой почки «отбились».
Штурм киевлянами Святошинского райотдела по примеру Врадиевки пока только исключение из правил, нежели правило. Ведь на все остальные не менее скандальные действия милиции мы чаще отмалчиваемся - просто не верим, что в состоянии побороть систему.
Мы не реагируем на избитого парня с палкой в заднем проходе. Мы не реагируем на серийные убийства. Мы каждый день ходим по улицам, где проходим мимо краснощеков и дрыжаков. По утрам мы здороваемся с соседом полищуком, покупаем яблоки у продавщицы крашковой, оплачиваем проезд кассиру оксане макар. И не знаем, на чьем месте окажемся завтра.
И только когда систематичные издевательства тех, кто должен нас защищать, переполняют чашу нашего терпения, мы выходим на улицу и громим райотдел. Выходим, потому что больше чем раньше задета наша базовая ценность, которая в «пирамиде Маслоу» является основной человеческой потребностью, - безопасность.
Самое печальное в том, что никаких выводов украинцы так и не сделали. Все сказали о том, что произошла трагедия. Все осудили насильников и присвоили им самые разные эпитеты. Но практически никто не сказал о том, что делать дальше.
Власть поступила немного мудрее, чем год назад - начальник врадиевского РОВД, районный прокурор и начальник областного УВД уволены. Жертвы принесены - это немного успокоило общество, соответственно, власти удалось избежать таких же массовых митингов, как были при Оксане Макар. Демонстрации 30 свободовцев перед ОГА и неудавшийся поход 20 общественников на Киев - не сравнить с теми многотысячными митингами, которые устраивали жители разных регионов в поддержку
Оксаны Макар. В случае с Ириной нужно отдать должно власти - таких митингов ей удалось не допустить. Это единственный плюс, который власть по праву заслужила. А минус куда более существенный. Уволив главного милиционера области и взяв под стражу обвиняемых, власть не дала никаких гарантий того, что подобное больше не повторится.
Дело Оксаны Макар сегодня, по прошествии определенного времени, можно назвать спорным. Вероятно, с девушкой легкого поведения из неблагополучной семьи такая трагедия могла произойти. Но Ирина - 29-летняя женщина, которая воспитывает сына и пользуется уважением среди односельчан. И ее насильники - не подонки с улицы, а милиционеры. Урок Ирины Крашковой - более жестокий для общества, чем урок Оксаны Макар. Тем не менее, когда шум от этого преступления поднялся на весь мир, украинские милиционеры никак не изменили своего поведения. Они не отреагировали на заявления президента и министра МВД, их ничему не научила врадиевская трагедия. Только за те десять дней, пока делом Крашковой занимался лично Захарченко под наблюдением Януковича, в разных уголках Украины правоохранители совершили ужасающее количество преступлений.
28 июня. Симферополь.
Сергея Тищенко зашел в супермаркет за покупками. Тогда сотрудникам милиции он показался подозрительным. После они завели его в «подсобку», где нет камер, и избили.
29 июня. Донецкая область.
Милиционеры вместе с бойцами отряда Беркут избили пассажиров микроавтобуса, применив против них слезоточивый газ.
30 июня. Кировоградская область.
Двое сотрудников милиции Менчук и Надольняк, находясь в нетрезвом состоянии, избили супружескую пару из России. Мужчине были нанесены многочисленные телесные повреждения, в том числе сотрясение головного мозга и ушиб грудной клетки. Его жена получила травму в виде ушиба мягких тканей шеи. Кроме того, с женщины были сорваны золотые украшения. Судья принял решение наказать оборотней в погонах двумя месяцами домашнего ареста.
1 июля. Львовская область.
Милиционеры в райотделе избили женщину, после чего ей пришлось обращаться в больницу.
1 июля. Днепропетровская область.
17-летнюю Юлию Фетченко нашли изуродованной утром возле местного морга. Жители подозревают бывшего милиционера, работавшего в похоронном бюро. В официальных сводках милиции это убийство отсутствует.
4 июля. Севастополь.
Между посетителем ювелирного магазина и сотрудником Государственной службы охраны (ГСО) возникла словесная перепалка. В результате ГСОшник достал пистолет и направил его на посетителя, который после этого лег на землю. На крики в «ювелирке» прибежал охранник частной охранной фирмы из соседнего магазина и попросил сотрудника Государственной службы охраны успокоиться. После этого сотрудник ГСО дважды выстрелил в охранника частной фирмы, который от полученных ранений скончался на месте.
4 июля. Никополь Днепропетровской области.
Автомобиль местного жителя остановили двое вооруженных людей и направили на него пистолеты. Парень нажал на педаль газа и попытался уехать от нападавших, однако они произвели два выстрела. Он не справился с управлением и врезался в столб. Несмотря на травму ноги, смог добежать до заправки, где вызвал наряд милиции. Было установлено, что нападавшие являются милиционерами линейного отдела милиции.
7 июля. Луганская область.
Милиционер требовал в маршрутке бесплатный проезд, потому что он - милиционер!
8 июля. Киевская область.
Несовершеннолетний сын одного из руководителей Бородянского райотдела милиции Киевской области на автомобиле сбил женщину, после чего она скончалась в больнице.
Стало известно 9 июля. Кривой Рог.
Сотрудник отдела государственной службы охраны избил мужчину. При этом милиционер достоверно знал, что его действия фиксируются камерой наблюдения.
Стало известно 10 июля. Донецкая область.
Трое сотрудников сектора борьбы с незаконным оборотом наркотиков незаконно проникли в квартиру и провели незаконный обыск, после чего стали требовать у хозяйки деньги в размере 16 тыс. грн за непривлечение ее дочери к уголовной ответственности за хранение наркотиков. В тот же день милиционеры получили от женщины деньги в сумме 700 долларов и 4 тыс. грн.
10 июля.
В Запорожье журналиста ICTV, который пытался помочь водителю, избил охранник-милиционер.
Невозможно не вспомнить преступление, которые было совершено за несколько дней до трагедии Ирины Крашковой:
22 июня. Донецкая область.
Сотрудник линейного отдела милиции, находясь в состоянии алкогольного опьянения, избил семью местного жителя, включая его несовершеннолетнюю внучку. Милиционер вырвал девочке клок волос и угрожал ей ножом. Бабушка ребенка, которая бросилась на
помощь внучке, получила от правоохранителя удар кулаком в лицо и была госпитализирована. От рук милиционера пострадал и дед ребенка.
На украинскую милицию не повлияли ни президент, ни министр, ни народ, готовый штурмовать райотделы. Милиционеры продолжают, как и раньше, считать законом исключительно себя, убивать, насиловать, грабить, унижать, вымогать, оскорблять, издеваться.
...
Украину не спасет очередной новый закон о милиции. Украине нужна настоящая реальная реформа. Пусть жесткая, как в Грузии. Пусть сложная и болезненная, как в европейских странах. Украине нужна правоохранительная система, которой будут доверять. И которая будет подотчетна непосредственно жителям, а не самой себе.