Около года назад была у меня по Ленским приискам:
И, поскольку взялся за Особый журнал Совета министров РИ за 1913 год, грех не сказать пару слов.
В общем и целом, Совет соглашается с Манухиным в фактах и выводах:
Незаконность действий Ленского товарищества, дух притеснения, всё ради высокой прибыли, слабость органов местной власти против власти крупного капитала, коррупция полицейских чинов и военных. Результат - образование «государства в государстве», борьба с которым могла оказаться небезопасной (и речь не только про замечания и строгие выговоры).
Это министры Империи так пишут, совсем не большевики.
Совет отвергает противогосударственный характер забастовки, говоря «рабочие стремились исключительно к улучшению своего материального положения и никаких политических целей не преследовали». Хотели кушать, а не шатать наши скрепы. Затем появляется документ следующего содержания:
Касается он возможного, от щедрот Императорского Величества, «великодушного начинания относительно предоставления пострадавшим в этот день рабочим и их семьям некоторой денежной помощи». Забегая вперед, скажу, что вопрос был решен положительно.
В любом случае, несмотря на масштабы помощи (кому-то они могут показаться недостаточными, не буду касаться данного вопроса) плюс правительству РИ поставить можно и нужно.
Всё бы хорошо, не будь в документе (приведу его полностью) одной зацепившей меня детали:
Вроде, нормальные министры, на людей похожи, логичные выводы, сострадание, помощь пострадавшим - и вдруг, откуда ни возьмись, появляется «спокойное течение их (рабочих - прим. моё) трудовой жизни». Которое нарушила длительная забастовка, с весьма нежелательными, с государственной точки зрения, последствиями, и вину с рабочих за нее снимать не нужно.
Как будто не было Ленскотоварищеского ОПГ, про которое сами министры писали ранее, в тот же месяц и даже день! Плюс «несоблюдение установленных технических правил вредно отражались на здоровье рабочих», «жилища были совершенно непригодны для человеческого жилья» и т.д. Это было, видимо, спокойное течение трудовой жизни.
Так, буквально одной фразой, можно обгадить самое благое дело.