На вечер мы запланировали всего одно место - зато сразу
музей (так-то все по церквям шастаем). Причем не просто музей, а один из старейших в Болонье: он был основан еще в XVIII в., а в нынешнее здание, закрытый французами монастырь иезуитов в университетском квартале, переехал в 1802 г. Pinacoteca Nazionale (
сайт,
wiki) соседствует здесь с Национальной академией изящных искусств, являясь, по сути, больше собранием учебных пособий, чем собственно музеем. Посетителей здесь не очень много, заходят в основном студенты - для праздношатающихся туристов далековато от центра, а больших шедевров не так много, и все они представлены на рекламных плакатах.
Девушка на кассе, услышав наш разговор, перешла на русский, а вот сдачу с 50 евро нашла с трудом: sistema museale, если не говорить о наследии ЮНЕСКО, по-прежнему "в нале" и с полным отсутствием сдачи.
Зато при входе в галерею (уже после подъема на 2 этаж) установлена шлюзовая камера, совсем как в "Звездных войнах: эпизод I": очень смешно наблюдать, как люди пытаются открыть стеклянные двери, думая, что они просто на фотоэлементах. Смешно, конечно, уже после того, как окажешься внутри.
Структурно галерея разделена на две части: искусство XIII-XVI вв. и прочая ерунда болонская живопись барокко, начиная с Академии Карраччи и заканчивая Гвидо Рени, Доменикино, Гверчино и т.д. Вот ведь удивительно: эта живопись ведь пользуется спросом, именно ею заполнены картинные галереи всего мира, а здесь, у истоков направления, она нужна, по сути, только специалистам.
Это все я говорю с целью вам работы упомянутых художников не показывать. А кого показывать? Как ни странно, в основном тех, кого мы уже видели и успели полюбить (или не полюбить).
Но начнем мы с нового имени: Витале да Болонья. И с самой известной картины в коллекции музея: "Св. Георгий и дракон" (ок. 1335). Честно говоря, я с трудом могу себе это представить: еще жив Джотто. сделавший первый шаг к тектонике в искусстве, проявивший позы, движения - и тут художник, живущий вдали от центров культуры, показывает такую экспрессию! Картина ведь потрясает не техникой, а именно экспрессией и жесткой композицией, впервые появившейся в эпоху барокко - т.е. лет этак через 250.
Другие работы художника куда скромнее и, скажем так, смешнее. Вот, скажем, "Житие Св. Антония-аббата" (он же Антоний Великий и Антоний Египетский). Поскольку напрямую сюжеты с текстом жития мне связать, если честно, не удалось, придется кощунственно фантазировать.
Двое монахов (судя по всему, францисканец и бенедиктинец, хотя могут быть варианты) помогают Св. Антонию перелезть через забор забраться в башню по тоненькой веревочке или по ней же спуститься. Ниже Антоний в сопровождении все того же бенедиктинца (должен же кто-то свечку держать) грозит пальцем пристроившейся у фонтана парочке.
Врач приехал к больному, страдающему цингой. Во время осмотра Антоний с уже знакомыми нам подельниками воруют верблюдов с грузом ценного картофеля - согласно Смоку Беллью, лучшего средства от цинги. Видимо, из башни в первой сцене они тоже что-то воровали.
Антоний выполняет работу палача и дергает повешенного за ноги, чтобы прервать его мучения, а потом обирает трупы (ужас какой).
Несмотря на пожелание Антония упокоиться в земле, некий епископ уговаривает некого царя сжечь тело. Праведная дева просит епископа сжалиться, но тот непреклонен.
"Сон Св. Ромуальда": по легенде означенному святому, поборнику аскезы, приснилось, как монахи в белых одеждах восходят по лестнице прямо на небо (тут включается саундтрек из Led Zeppelin). Он стал искать то место, что ему приснилось, и нашел его где-то под Ареццо. Владелец земли, некто Мальдоли, радостно подарил ее Ромуальду, и тот основал монастырь под названием Campus Maldoli ("лагерь у Мальдоли"), позже сократившимся до Camaldoli, ставшее именем новой конгрегации бенедиктинцев - "белым бенедиктинцам"-камальдулам (или камальдолийцам).
Неизвестная дама в красном платье, модных перчатках и с мечом в руке. (Псевдо-Якопино, полиптих из монастыря Св. Набора и Св. Феликса, 1340 -
полная версия).
Девушка с бородой (неизв. художник, еще один
полиптих из монастыря Св. Набора и Св. Феликса, ок. 1450-75)
Напротив, весьма известная дама, хотя некоторые экскурсоводы (особенно
в Тревизо) упорно путают ее со Св. Себастьяном (у которого, однако, вторичные половые признаки слегка другие и в других местах). Что касается Св. Кристины, а это именно она, то из всего набора доставшихся ей поруганий (раскаленные крючья, костер, яма со змеями, печь, колесование и т.д.) художники обычно выбирали два наиболее эффектных: публичное обнажение и стрелы. Вот и Псевдо-Якопино (1329) не отстал от остальных.
Некоторое количество разных Мадонн: вот с крохотным архангелом Михаилом (неизв. художник, ок. 1350)...
...вот с целым сонмом ангелов (Андреа деи Бартоли, работавший в нижней базилике в Ассизи, 1360)...
...а вот с ангелами, донатором и явно пытающимся сбежать младенцем (Симоне деи Крочифисси, автор распятия в Санто-Стефано, 1379).
Его же "Коронование Марии" (ок. 1365) - сиенские любители золоченых орнаментов нервно курят в сторонке.
А беременную Марию в момент венчания видели? (он же,
полиптих Коспи, 1396-98).
"Тайная вечеря" (Андреа ди Бартоло - не путать с Андреа деи Бартоли!, ок. 1420).
Интересно это тушканчик? или они крысу едят? Но по лимончику досталось всем.
Св. Иосиф Обручник, как положено плотнику, с инструментами. И тормозок не забыл. (Липпо ди Далмазио,
полиптих Санто-Кроче, 1390.)
"Распятие" Джованни да Модена (помните росписи Сан-Петронио?), около 1415.
Один из первых образов, где страдает не только Иисус, но и Мария.
"Св. Христофор", приписываемый Джусто де Менабуои (ок. 1370), - сомнительно, на мой взгляд.
"Болонский полиптих" Джотто (1330-34) здесь подают как шедевр. На первый взгляд вопрос спорный: безусловно, Джотто есть Джотто, но шедевр ли это?
Честно говоря, архангел Михаил с драконом и Св. Павел с мечом кажутся мне откровенно вялыми, да еще и написаны в неканонических цветах.
С другой стороны, шея Мадонны здесь полностью закрыта - очень популярный в то время способ ношения платка, который, как ни странно, почти не отражен в живописи.
Взглянем еще правее: движение Св. Петра начато, но не закончено.
Зато архангел Гавриил мало того что в профиль (много вы таких видели?), так еще и вполне себе движется!
Не менее интересны и рудиментарные пределлы: если Иоанна Крестителя еще можно принять за работу кого-то из современников художника...
...то профильный образ Мадонны просто бьет наотмашь.
Образ Христа, пожалуй, наиболее традиционный, хотя и редкий для мастера "францисканской манеры" - без чрезмерных страданий.
Но лукавый Иоанн...
...и прямолинейная Магдалина с игривыми кудряшками показывают, что Джотто снова, даже в довольно редко цитируемом произведении, на годы впереди всех.
Посмотрите хотя бы на все того же Псевдо-Якопино (даже годы те же, 1330-35): Св. Иероним со львом (
полиптих из Санта-Мария-Нуова).
Или тот же сюжет через 20 лет (Пьетро ди Джованни Лианори,
полиптих из Сан-Джироламо ди Мирамонте, 1453) - смех да и только.
Редкая работа флорентийца Заноби Строцци, миниатюриста монастыря Сан-Марко "Триумф земной славы" (ок. 1440-45), которая вместе с "Триумфом времени" представляет собой иллюстрации к "Триумфам" Петрарки.
Восхитительный и совершенно никому не неизвестный полиптих Джованни Марторелли из монастыря Монтевельо (1460).
Посмотрите на Св. Себастьяна - полное ощущение, что это поздний этнический алтарь из какой-нибудь Латинской Америки. Вот только не открыли тогда еще никакой Америки.
А какая вольная поза у младенца кисти Микеле ди Маттео (ок. 1430-35)"
От станковой живописи перейдем к монументальной: в пинакотеке ей посвящено целых три больших зала. Сохранность, конечно, аховая, но местами очень и очень круто - как, например, на фреске Псевдо-Якопино "Св. Иаков в битве при Клавихо".
Речь идет о сражении, произошедшем в 844 г. в ходе Реконкисты между войсками короля Рамиро I Астурийского...
...(вот они, молодцы)...
...и эмира Абд ар-Рахмана II. По легенде в день битвы христианскую дружину возглавил апостол Иаков на белом коне, и мусульмане были разбиты. Так возникла легенда о Сантьяго Матаморосе, Святом Иакове-Мавробойце, и самое известное в мире паломничество - в Сантьяго-де-Компостела.
Здесь же остатки "Тайной вечери" Витале да Болонья...
..."Чуда св. Франциска" Франческо да Римини...
...и пара групповых портретов его же работы (скорее всего, часть какого-то большого сюжета).
Огромный зал посвящен фрескам из церкви Св. Аполлонии "на середине подъема" (chiesa di Santa Apollonia di Mezzaratta): сюда перенесли весь ее декор, а также синопии. Общая тема, как водится, Библия, но моих знаний катастрофически не хватает.
Моисей, конечно, узнается без проблем.
Особенно когда он с рогами и конституцией в руке.
Но зачем он загнал пожилых карликов по колено в землю?
Что там делает Иосиф Прекрасный, понять уже невозможно.
Здесь видно только нежное лицо Мадонны.
А здесь не лицо. И не очень понятно, чье именно.
То ли дело "Рождество" Витале да Болонья - его можно разглядывать часами.
Справа поклоняются пастухи.
Слева веселятся девы - так и не скажешь, что праведные.
Ангелы умиляются.
И только суровый Иосиф выливает в таз очередной свежезакипевший чайник - горячую воду в Палестине опять отключили насовсем.
Возрождение представлено не столь обильно, но вполне интересно.
"Кающийся Св. Иероним" Марко Зоппо (1470). Иероним в экстазе порвал классную синюю рясу. Лев на всякий случай не отсвечивает, а то и ему перепадет.
"Св. Себастьян" Антонио ди Бартоломео Маинери (1492)
Неподражаемо лицо лучника: "Это что же, там человек стоял? А я-то его за колонной и не приметил... Нехорошо получилось..."
Трогательное "Поклонение младенцу с приближающимися волхвами" Лоренцо Косты.
Волхвы буквально тают вдали.
Нам повезло еще попасть на расширенную экспозицию Франческо Франчи (помнится, в поездке по Умбрии не удалось выкроить время и основательно познакомиться с его творчеством). Честно говоря, считал его второразрядным художником и совершенно не ожидал такого вот откровения.
Это какой-то чистый восторг!
И это тоже очень круто!
На фоне Франчи Амико Аспертини (скульптор бокового портала Сан-Петронио) смотрится архаично, хотя он лет на 20 младше. А Иосиф, похоже, туговат на ухо.
Вот Бог-отец Лодовико Маццолино совсем не архаичен.
И напоследок - гиганты. Тициан велик даже практически без цвета.
А вот недавно побывавший в Москве Тинторетто, я бы сказал, вяловат, и никакой цвет не спасает.
Честно сказать, эту картину, поглядев на нимб, я тоже принял за работу Тинторетто. И напрасно.
Разумеется, это Эль Греко - наверное, самая маленькая по размеру его работа.
Иуда - совершенно как у Репина, "Не ждали".
"Мадонна во славе со Св. Иоанном-евангелистом, Св. Аполлонией, Св. Катериной Александрийской и архангелом Михаилом" Перуджино, картина, почему-то не входящая в учебники.
А напротив - картина ученика Перуджино, Рафаэля, как раз из учебников: "Экстаз Св. Чечилии". Идеальный способ сравнить учителя и ученика. Превосходство Рафаэля не вызывает сомнения, но как же еще видны лекала Перуджино!
Хорошо еще, апостол Павел в непривычной позе спасает положение.
И, конечно, обломки музыкальных инструментов - как символ того, что Св. Чечилия покровительствует музыкантам. "К станку!" - как бы говорит нам святая. Ну, раз святая говорит...
На этом заканчивается рассказ о Болонье. Но кое-что еще впереди.
продолжение следует