Александр Лаврентьев. Род­чен­ко и Сте­па­но­ва

Jun 02, 2020 21:36



Еги­пет­ский бал. Сту­ден­че­ская ве­че­рин­ка в Ка­зан­ской ху­до­же­ствен­ной шко­ле. 1912. Род­чен­ко - тре­тий сле­ва во вто­ром ря­ду. В 1902 го­ду се­мья Алек­сан­дра Род­чен­ко пе­ре­еха­ла из Санкт-Пе­тер­бур­га в Ка­зань. К это­му вре­ме­ни Род­чен­ко за­кон­чил лишь че­ты­ре клас­са цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. Не имея ди­пло­ма о за­кон­чен­ном сред­нем об­ра­зо­ва­нии, он по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Ка­зан­скую ху­до­же­ствен­ную шко­лу, из­вест­ную сво­ей не­глас­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей - под­го­тов­кой ху­дож­ни­ков для про­вин­ци­аль­ных те­ат­ров.

В ис­то­рии ис­кус­ства есть име­на, к ко­то­рым серд­це при­выч­но как буд­то по умол­ча­нию, сра­зу. Ху­дож­ни­ки Род­чен­ко и Сте­па­но­ва - из это­го ря­да. Ка­жет­ся, что с кон­ца 80-х го­дов XX ве­ка, ко­гда уси­ли­я­ми их на­след­ни­ков и ис­сле­до­ва­те­лей рус­ско­го аван­гар­да бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пись­ма из ар­хи­ва, ста­тьи и вос­по­ми­на­ния, в их твор­че­стве для сто­рон­не­го гла­за не оста­лось по­тай­ных угол­ков. Зна­ком­ство и бе­се­да с Алек­сан­дром Ла­врен­тье­вым, ис­сле­до­ва­те­лем и про­фес­со­ром Стро­га­нов­ской ака­де­мии, вну­ком Алек­сан­дра Род­чен­ко и Вар­ва­ры Сте­па­но­вой

Если за­гля­нуть в био­гра­фию Род­чен­ко, то мы уви­дим, что он был по­клон­ни­ком мо­дер­на. Его ин­те­ре­со­ва­ли му­зы­ка, ли­те­ра­ту­ра сим­во­лиз­ма. Ран­ние ри­сун­ки, на­при­мер, очень на­по­ми­на­ют Бёрд­слея, и не ­слу­чай­но. В гра­фи­че­ских, ка­ран­даш­ных ри­сун­ках штрих у Род­чен­ко не за­вер­ша­ет­ся, а мно­жит­ся, как у Вру­бе­ля. Он ещё толь­ко ис­кал за­кон­чен­ный кон­тур, но сна­ча­ла это бы­ла нерв­ная, дроб­ная ли­ния. Мне ка­жет­ся, ко­гда Род­чен­ко уви­дел ри­сун­ки Бёрд­слея, то он по­нял, что лю­бое мно­же­ство мож­но све­сти к свое­об­раз­но­му гра­фи­че­ско­му зна­ку. Это бы­ло его пер­вое от­кры­тие. А даль­ше, если го­во­рить упрощён­но, он взял цир­куль из го­то­валь­ни, ко­то­рая бы­ла у каж­до­го уче­ни­ка ху­до­же­ствен­ной шко­лы. Они ведь изу­ча­ли на­чер­та­тель­ную гео­мет­рию, вы­чер­чи­ва­ли все эти эпю­ры с раз­ны­ми ти­па­ми ли­ний. Про­сто ни­ко­му не при­хо­ди­ло в го­ло­ву, быть мо­жет, ис­поль­зо­вать чер­тёж­ный ин­стру­мент как ху­до­же­ствен­ный.

В 1914 го­ду Род­чен­ко зна­ко­мит­ся с Вар­ва­рой Сте­па­но­вой, воз­ни­ка­ет бур­ный ро­ман. По­том ей при­шлось уехать из Ка­за­ни, недоучившись, и ка­кое-то вре­мя они об­ща­ют­ся толь­ко по пе­ре­пис­ке. Пись­ма Род­чен­ко той по­ры - чуть ли не от­чёты о его ху­дож­ни­че­ской прак­ти­ке. В од­ном пись­ме есть фра­за: «Я сде­лаю то, что ещё не име­ет на­зва­ния». Он во­об­ра­жал, что всту­па­ет на ка­кую-то по­ту­сто­рон­нюю, дья­воль­скую тер­ри­то­рию. Мне ка­жет­ся, что то­гда он и уви­дел мо­ти­вы бес­пред­мет­но­сти. Лю­бо­пыт­но по­смот­реть на лет­те­ринг Род­чен­ко 1915 го­да, на за­мыс­ло­ва­тые под­пи­си к ри­сун­кам. Они ста­но­вят­ся всё мель­че, и по­сте­пен­но оста­ют­ся толь­ко две бук­вы «А. Р.». Род­чен­ко ста­ра­ет­ся всё ре­ду­ци­ро­вать, да­же соб­ствен­ную под­пись при­бли­жа­ет к ми­ни­ма­ли­стич­но­му зна­ку.



Алек­сандр Род­чен­ко. Сле­ва: жен­ская фи­гу­ра в ки­мо­но, 1912. Спра­ва: жен­ская фи­гу­ра, 1914.

Из за­пис­ной книж­ки, 30 июля 1912. Я устро­ил свою квар­ти­ру. По­ста­вил шкаф с кни­га­ми, тут мно­го сти­хов, тут Га­мар­ди, Стринд­берг, Уайльд. На сте­нах япон­ские эс­ки­зы, Ан­та в бе­лой ра­ме… Мой стол по­крыт свет­ло-зелё­ной бу­ма­гой, на нём раз­ло­же­ны ки­сти, ка­ран­да­ши, ма­сти­хи­ны, пу­зырь­ки, ко­роб­ки с крас­ка­ми, аль­бо­мы с ре­про­дук­ци­я­ми, с на­брос­ка­ми, жур­на­лы, ак­ва­рель, тем­пе­ра, за­пис­ные книж­ки, ка­та­ло­ги. Ав­то­пор­трет Вру­бе­ля, ми­ни­а­тю­ра ма­мы, брон­зо­вый мед­ведь, нож для бу­ма­ги с мель­хи­о­ро­вой руч­кой, кни­га чер­но­вая для сти­хов, на­по­ло­ви­ну ис­пи­сан­ная мо­им по­чер­ком и за­пол­нен­ная ри­сун­ка­ми пе­ром...

полный текст интервью

театральный костюм, авангард, история в кадрах

Previous post Next post
Up