Египетский бал. Студенческая вечеринка в Казанской художественной школе. 1912. Родченко - третий слева во втором ряду. В 1902 году семья Александра Родченко переехала из Санкт-Петербурга в Казань. К этому времени Родченко закончил лишь четыре класса церковно-приходской школы. Не имея диплома о законченном среднем образовании, он поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, известную своей негласной специализацией - подготовкой художников для провинциальных театров.
В истории искусства есть имена, к которым сердце привычно как будто по умолчанию, сразу. Художники Родченко и Степанова - из этого ряда. Кажется, что с конца 80-х годов XX века, когда усилиями их наследников и исследователей русского авангарда были опубликованы письма из архива, статьи и воспоминания, в их творчестве для стороннего глаза не осталось потайных уголков. Знакомство и беседа с Александром Лаврентьевым, исследователем и профессором Строгановской академии, внуком Александра Родченко и Варвары Степановой
Если заглянуть в биографию Родченко, то мы увидим, что он был поклонником модерна. Его интересовали музыка, литература символизма. Ранние рисунки, например, очень напоминают Бёрдслея, и не случайно. В графических, карандашных рисунках штрих у Родченко не завершается, а множится, как у Врубеля. Он ещё только искал законченный контур, но сначала это была нервная, дробная линия. Мне кажется, когда Родченко увидел рисунки Бёрдслея, то он понял, что любое множество можно свести к своеобразному графическому знаку. Это было его первое открытие. А дальше, если говорить упрощённо, он взял циркуль из готовальни, которая была у каждого ученика художественной школы. Они ведь изучали начертательную геометрию, вычерчивали все эти эпюры с разными типами линий. Просто никому не приходило в голову, быть может, использовать чертёжный инструмент как художественный.
В 1914 году Родченко знакомится с Варварой Степановой, возникает бурный роман. Потом ей пришлось уехать из Казани, недоучившись, и какое-то время они общаются только по переписке. Письма Родченко той поры - чуть ли не отчёты о его художнической практике. В одном письме есть фраза: «Я сделаю то, что ещё не имеет названия». Он воображал, что вступает на какую-то потустороннюю, дьявольскую территорию. Мне кажется, что тогда он и увидел мотивы беспредметности. Любопытно посмотреть на леттеринг Родченко 1915 года, на замысловатые подписи к рисункам. Они становятся всё мельче, и постепенно остаются только две буквы «А. Р.». Родченко старается всё редуцировать, даже собственную подпись приближает к минималистичному знаку.
Александр Родченко. Слева: женская фигура в кимоно, 1912. Справа: женская фигура, 1914.
Из записной книжки, 30 июля 1912. Я устроил свою квартиру. Поставил шкаф с книгами, тут много стихов, тут Гамарди, Стриндберг, Уайльд. На стенах японские эскизы, Анта в белой раме… Мой стол покрыт светло-зелёной бумагой, на нём разложены кисти, карандаши, мастихины, пузырьки, коробки с красками, альбомы с репродукциями, с набросками, журналы, акварель, темпера, записные книжки, каталоги. Автопортрет Врубеля, миниатюра мамы, бронзовый медведь, нож для бумаги с мельхиоровой ручкой, книга черновая для стихов, наполовину исписанная моим почерком и заполненная рисунками пером...
полный текст
интервью