Май Петрович Митурич-Хлебников - художник и иллюстратор.
1925-2008
Г. Снегирев «Про оленей». М., «Детская литература», 1967. Форза
Май Петрович Митурич-Хлебников родился в Москве, в семье художников Веры Хлебниковой и Петра Митурича.
В 17 лет ушел на фронт, дошел до Берлина. Работал во фронтовой бригаде художников. После войны поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, где после много лет работал преподавателем.
один из любопытнейших иллюстраторов послевоенной советской детской книги.
Г. Снегирев «Чудесная лодка». М., «Детская литература», 1977.
К сравнительно ранним годам творчества Мая Митурича относятся представленные отдельными графическими листами циклы иллюстраций к произведениям Г. Снегирева, выпущенным московским издательством «Советская Россия»: «Про пингвинов» (1961), «Обитаемый остров» (1963), «Про оленей» (1967); к ним примыкает и выполненная десятилетием позже серия иллюстраций к рассказу «Чудесная лодка» (М., «Детская литература», 1977) того же автора. Уже в этих циклах раскрывается тонкое умение иллюстратора «войти» в текст, создать атмосферу книги через пейзаж; через очень условно - но всегда деликатно, с тонким вкусом - поданный (а часто и лишь подразумеваемый) пейзаж, в котором застывшие акварельные протяженности претворяются в «квазителесную» визуальную субстанцию обозначенных далей - лесов, полей тундры, скал, моря...
Корней Чуковский «Бибигон». М., «Советская Россия», 1969.
К чуть более поздним годам относится работа Митурича над изданиями произведений К. Чуковского. На выставке представлены листы, иллюстрирующие его «Бибигона» (М., «Советская Россия», 1969), «Бармалея» и «Муху-Цокотуху» (из книги «Сказки дедушки Корнея», М., «Советская Россия», 1972). Это едва ли не наиболее известные работы художника. В них он уходит от пейзажно-детерминированного решения композиций, но создает общее состояние живописно-нарядной атмосферы, насыщенной сказочным «волшебством». Пространство графических листов словно дышит этим кислородом, который пронизал все - и заливки прозрачной акварели, и скупо дозированные детали сказочной бутафории, и самих иллюзорных персонажей, чьи образы, кажется, готовы раствориться, исчезнуть, едва успев спонтанно народиться из замысловатых капель и пятен. Возрастает (иногда до очень высокого градуса) напряжение цветовой экспрессии иллюстраций, работы выглядят ориентированными на все более отвлеченно-декоративное решение.
Р. Киплинг «Маугли». М., «Малыш», 1976.
Художник неоднократно возвращался к иллюстрированию произведений английского писателя в связи с различными изданиями; вся его работа в целом над «киплинговскими» циклами, бесспорно, является одной из вершин его иллюстраторской карьеры.
«Японские народные сказки». М., «Детская литература», 1983.
Заметной среди книжных работ позднего Митурича стала серия иллюстраций к сборнику «Японские народные сказки» (М., «Детская литература», 1983). При лапидарной, как будто бы несколько неудобной «сжатости» стиля они создают у зрителя/читателя ощущение строго отрефлексированного и в хорошем смысле слова интеллектуального искусства. Искусства, достигшего подлинной зрелости; к тому же, здесь мы имеем дело с материалом, близким художнику по мировоззрению. В связи с «Японскими сказками» хочется вернуться к той особенности творческой манеры Митурича, которая связана с фирменной белизной его иллюстраций и кажущейся легкостью их исполнения.
Название Маугли
Автор Р.Киплинг
Иллюстратор Май Митурич
Год издания 1976
Издательство Малыш
полистать
источник 1источник 2 источник 3 Алиса. иллюстрации Мая Митурича. 1977