Правомерно ли обвинять Альянс «Россия без сирот» и его основателя в сектантстве?

Feb 01, 2015 13:19



Не так давно лидер Альянса «Россия без сирот» Иван Иклюшин дал очень подробное интервью: «Россия без сирот» - слишком белые, чтобы быть пушистыми? (Далее и ниже интервью цитируется по данному источнику).

Поводом для него стал «обильный поток обвинений в «сектанстве», «поставке детей на органы», лицемерии и прочих прегрешениях», обрушившихся на Альянс «Россия без сирот».

Поскольку я неоднократно писала о том, что сиротами в России стремятся заниматься сектанты, что «громче всего за расформирование детских домов и размещение детей в фостерных семьях ратуют активисты разнообразных сект (маскирующиеся обычно под общим названием «христианских организаций», «религиозных организаций», ЕБХ церквей), практика которых «абсолютно несовместима с христианской традицией», часто имеет «оккультный уклон, оказывающий сильное влияние на психику адептов». И секты эти не наши, не родные, а приехавшие, в основном, из США, реже из других западных стран» ( отсюда), то мне бы хотелось прокомментировать это интервью.

Итак, начнем с обвинений в «сектантстве». Чтобы, упаси боже, не переврать факты, посмотрим, что по этому поводу говорит г-н Иклюшин (ИИ):

«REF: (…) далее сектантский вопрос. Из некоторых статей в интернете следует, что Альянс является некой западной сектой.
ИИ: Это ваш вопрос? Является ли Альянс сектой? Нет не является. Альянс вообще не является религиозной организацией. Хотя, если бы так было, то я бы являлся руководителем религиозной организации… Даже немного жаль (улыбается)».

Сам «Альянс инициатив “Россия без сирот”», разумеется, сектой быть не может, однако, если мы перейдём на страничку сайта альянса, посвящённого Первой Российской конференции «Россия без сирот», прошедшей в апреле 2012 года под его эгидой (аналогичные конференции проходят регулярно), то там сказано, что «Россия без сирот» - это «вызов российскому христианству», значит, альянс каким-то образом к этому «российскому христианству» относится, его представляет? А если мы обратимся к списку докладчиков этой конференции, то заметим, что в нём преобладают пасторы и сотрудники неких «церквей» вот лишь некоторые:

Эдуард Грабовенко - начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ), пермская церковь «Новый завет»;

-Василий Евчик - первый заместитель начальствующего епископа РЦ ХВЕ, руководитель социального служения РЦ ХВЕ, епископ Приволжского ФО. Старший пастор церкви «Благая Весть», Набережные Челны. Следует отметить, что церковь с таким же названием, находящаяся в Днепропетровске позиционирует себя как «христианская харизматическая церковь полного Евангелия»;

Татьяна Горбачёва, к. психол. наук, консультант-психолог, руководитель психологического центра «Новые горизонты», руководитель отдела образования РОСХВЕ, которая также связана с ассоциацией Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия». Данную церковь также называют российским филиалом американской харизматической церкви «Церковь Божия»;

Илья Охотников - пастор, рукоположенный международной «Церковью Божией» (см. выше);

Роберт Эк - пастор церкви «Слово жизни», относящейся к группе «Движение веры», которое на конфессиональном поле позиционируют как «протестантское движение умеренно харизматического направления» или неопятидесятническое движение.

(Причем, я не привожу в пример таких известных персон как Геннадий Мохненко, Алексей Смирнов, Сергей Ряховский, хотя среди докладчиков есть и они).

То есть, сам Альянс сектой не является, но производит стойкое впечатление Альянса сект. Почему сект? Об этом чуть ниже, продолжим чтение интервью:

«REF: Пишут, в частности, что вы являетесь служителем западной секты «Слово Веры» в Ленинградской области. Это тоже неправда?
ИИ: Так, давайте по порядку. Если говорить обо мне лично… То наша семья принадлежит к евангельским христианам. Наша церковь, Российская Церковь Христиан Веры Евангельской, зарегистрирована Министерством юстиции РФ. Руководитель нашей церкви является членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ. Наши права защищены законом и Конституцией РФ».

Значит, церковь «Слово Веры» - это церковь ХВЕ (Христиан Веры Евангельской), к ней же принадлежат и очень многие докладчики на упомянутой выше конференции. Понятно, что она зарегистрирована в Российской Федерации, но филиалы западных компаний тоже зарегистрированы в России и, при этом, являются лишь филиалами, то есть, дочерними, подчинёнными организациями. Но сначала, разберёмся: секта ли это, для чего обратимся к специалисту. Вот что пишет кандидат богословских наук священник Игорь Ефимов*: «… пятидесятники - одна из последних по времени сект, пришедшая к нам с Запада и столь громко заявившая о себе, - среди сектантских объединений пятидесятники по количеству верующих в России стоят на втором месте. Это относительно новая секта, причём её общины и группы, как правило, весьма разобщены. Единого центра у пятидесятников никогда не существовало. Впрочем, то же вначале наблюдалось и на их родине - в США. Там сразу же после своего возникновения пятидесятничество начало дробиться на многочисленные толки и отличалось пестротой и многоликостью. В США никогда не было организованного пятидесятнического движения, основанного на едином вероучении, как, например, у баптистов, адвентистов, иеговистов. Дело в том, что побуждение к «крещению Духом Святым» испытывали представители разнообразных протестантских направлений. Переходя в пятидесятничество, они несли туда все особенности своего бывшего вероучения. Так, адвентисты учили о субботе, молокане - о необходимости переселения на гору Сион. Наша страна не была исключением, достаточно только перечислить основные толки пятидесятничества: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) - воронаевцы, Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) - шмидтовцы, Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) - смородинцы, Субботствующие Пятидесятники (СП), Евангельские Христиане Пятидесятники-Сионисты (ЕХПС) - леонтьевцы, Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) - мурашковцы и другие более мелкие течения. Они существуют и по сей день, располагая множеством общин, не поддерживающих друг с другом никаких отношений. Вместе с тем нужно отметить, что наиболее крупные объединения, возникшие на заре пятидесятничества в России, действуют более или менее согласованно». (Здесь и далее выделено мною - Iz.)

Вот она нашлась - церковь ХВЕ: секта, пришла с Запада. Чего ж этого стесняться? Церковь «Слово Веры» есть в США, на постсоветском пространстве: в Литве, Молдавии, на Украине (и это очень легко проверить по открытым источникам). Но продолжим читать разъяснения г-на Иклюшина:

«REF: Это не секта?
ИИ: Послушайте, по численности Евангельские христиане (протестанты)*** - это одна из крупнейших религиозных групп в России. В мире, протестантов гораздо больше, чем даже православных христиан. В евангельские церкви в нашей стране на каждую воскресную службу ходит приблизительно столько же людей, сколько раз в год собирается на торжественные пасхальные богослужения в православных храмах».

Если это правда - то сигнал крайне тревожный, однако сейчас не об этом, а о том, что Иван Иклюшин не ответил на поставленный вопрос, а увёл разговор в сторону численности Евангельских христиан, приравняв, или объединив их с протестантами. Однако, правомочно ли это объединение? Как выяснилось ранее, Христиане Веры Евангельской - пятидесятники, а, как пишет священник И.Ефимов: «Пятидесятники стоят в оппозиции не только к Православной и Католической церквам, но и ко всем протестантским направлениям. Основная их цель - восстановить в своих общинах форму и дух христиан Апостольского века. Отсюда - столь развитые у них институты пророков, евангелистов, учителей, проповедников. Отличившихся в проповеди Слова Божиего называют апостолами. Есть среди них «чудотворцы» и «исцелители».
Все пятидесятники в нашей стране, кроме Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ЕХДА), исповедуют Святую Троицу.
Особый акцент в своих проповедях сектанты делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных» языках. Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций. В остальном оно соответствует главным сектантским догматам». (отсюда)

Значит, Христиан Веры Евангельской категорически нельзя приравнивать к протестантам, поэтому даже аргумент численности (нас много, поэтому мы не сектанты) не срабатывает.

«REF: Ну это пришлое ведь религиозное течение…
ИИ: Православие тоже не в России придумали, скажем прямо. Евангельские христиане относятся к протестантскому направлению христианства. Вы удивитесь, но согласно данным городского музея города Коммунар, где я живу, на территории Царской Славянки, к которой исторически принадлежали населённые пункты, ставшие в последствии нашим городом, действовало три протестантских храма и только один православный. Все мирно жили, и никто никого не раздражал. В школе мы читаем, что на Северо-Западе России жили преимущественно финно-угорские народы. И до сих пор их немало, кстати, тут проживает. Так что, какое религиозное направление в этом районе считать пришлым? Я только не понимаю, зачем это вообще обсуждать».

Опять явное передёргивание: если Евангельские христиане стоят в оппозиции к протестантским направлениям, как они могут входить в их число? (Протестанты ведь не стремятся мимикрировать под католиков.) И при чём здесь тогда три протестантских храма (и только один православный), если Христиане веры Евангельской пришли из США в 20-х годах**, сначала на Западную Украину (в составе Польши) а потом уже в Россию? Идём дальше:

«ИИ: На самом деле, в наше время, называть протестантов сектантами - это уже неприличный уровень невежества.

А никто протестантов сектантами и не называет. Речь идет о сектах пятидесятников, харизматиков, неопятидесятников, неохаризматиков.

REF: Звучит термин неопятидесятники. Вот их называют сектами… Это ведь исходит, вроде, от РПЦ. Люди, конечно, верят Церкви и настораживаются.
ИИ: Знаете, что я увидел за время нашей работы? Я увидел, что это не исходит от РПЦ. Русская Православная Церковь такую позицию не занимает и не транслирует. Да и не может этого делать. Наоборот, есть форматы сотрудничества и взаимодействия между РПЦ и Евангельскими церквями на высшем уровне. Есть взаимное уважение. Более того, есть общие интересы, например, защита традиционных семейных ценностей, помощь сиротам, помощь наркозависимых и многое другое.
А знаете откуда это исходит? Это называется «в семье не без урода». В структуре почти каждой епархии есть такие миссионерские отделы. Так вот, чаще всего в этих отделах или в каких-то институциях при этих отделах, далеко не по всей стране, засели некоторые бездельники. Вот люди просто не хотят заниматься миссионерской деятельностью. Ведь для этого нужно платить серьёзную цену. Спасти человеческую душу невозможно, если не вкладывать свою собственную. Они не сильно включены в церковную жизнь, но общаются между собой через Интернет. Обмениваются новостями о «сектантах». Ночуют на нашем сайте».

Что значит, «не занимает и не транслирует?» Книга кандидата богословии священника Игоря Ефимова не могла быть издана Свято-Троице Сергиевой Лаврой без благословения РПЦ. Какие там «уроды в семье»? Мало этой книги - давайте обратимся к словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые он сказал по этому поводу, отвечая на вопросы протестантов, ещё будучи Митрополитом Смоленским и Калининградским:

Как Вы считаете, какое влияние оказывают протестантские церкви различных деноминаций на духовную ситуацию в стране? Видит ли Русская Православная Церковь церкви протестантских деноминаций, в частности, пятидесятнических, в качестве своих соработников в деле духовного возрождения и укрепления России?
Ответ: Отношения Русской Православной Церкви с традиционными протестантскими конфессиями всегда отличались взаимной терпимостью, открытостью к диалогу. Однако сегодня протестантизм в нашей стране представляет собой неоднородное явление. Очень часто под именем протестантов выступают не лютеране или баптисты, а неохаризматические группы, многие из которых имеют деструктивный, тоталитарный характер. Подобные объединения, эксплуатирующие внутреннюю слабость людей, негативным образом воздействуют на ментальное здоровье своих приверженцев, вся духовная жизнь которых подменяется набором неконтролируемых эмоциональных реакций. Как православным, так и традиционным протестантам равно очевидно, что подобная лжедуховность находится в противоречии с библейским учением.

Озвучьте, пожалуйста, официальную позицию Русской Православной Церкви, а также Вашу личную, в отношении протестантских Церквей. Хотелось бы услышать об отношении не только к традиционным конфессиям, как лютеранство, но и к таким, например, как пятидесятничество харизматического направления.
Ответ: Позиция Русской Православной Церкви в отношении протестантских деноминаций изложена в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. «Православная Церковь, - говорится в документе, - проводит чёткое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект».
Как известно, пятидесятники вполне разделяют перечисленные основы христианской веры. Однако, как об этом уже говорилось, среди групп, именуемых «пятидесятническими» или «харизматическими», немало таких, которые в своих религиозных практиках весьма далеко отошли от библейской и церковной традиции богообщения. Нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда пребывание в подобных сообществах сказывается на духовном облике и даже психическом здоровье человека совершенно разрушительным образом. Мне представляется, что и православные, и традиционные протестанты должны совместно засвидетельствовать перед обществом, что проявления псевдодуховности, имеющие место в некоторых религиозных сообществах, в том числе называющих себя «харизматическими», не имеют никакого отношения ни к Библии, ни к христианству». (Отсюда)

Поскольку «смешанный «Российский союз христиан веры евангельской - пятидесятников» (РЦ ХВЕ) во главе с Эдуардом Грабовенко, а ранее с Павлом Окарой, объединяет как «классические» пятидесятнические общины России, так и радикальные харизматические объединения», то трудно сказать, относится ли конкретная церковь «Слово Веры» к классическим пятидесятническим общинам или к харизматическим объединениям (хотя Зудов Ю.В., книгу которого я цитировала,**** относит), но львиная доля докладчиков на конференциях «Россия без сирот», организуемых Альянсом, судя по всему, принадлежит именно к ним (см. выше).

Таким образом, ввиду всего вышесказанного очень компетентными и уважаемыми людьми, приходится признать, что обвинения основателя Альянса «Россия без сирот» в «сектантстве», а самого Альянса в сектантском духе, не лишены оснований.
____________
* Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (Цитируется по данному источнику)

**«Христиане веры Евангельской (ХВЕ) - шмидтовцы. Следующим по численности объединением пятидесятников были шмидтовцы - представители ХВЕ. В 20-е годы в Западную Украину, входившую в состав Польши, приехали И. Геррис, И. Черский, П. Имчук, Т. Нагорный, А. Автонюк. Незадолго до этого они окончили библейскую школу пятидесятнического толка в США. Обосновавшись в городе Кременце, они, проповедуя «полное Евангелие», развернули кипучую деятельность, которую возглавил И. Геррис. В скором времени им удалось организовать несколько общин на территории Тернопольской, Ровенской, Брестской областей, где оказалось немало приверженцев нового учения. Для оперативного управления паствой миссионерский центр в Чикаго (США) в 1927 году открывает филиал Союза ХЕВ святой Пятидесятницы в Польше (г. Лодзь), который возглавил А. Бергхольц. Происходит смена руководителя центра и в городе Кременце - им становится Г. Шмидт, деятельность которого на этом посту была весьма «плодотворной». А вскоре та же Восточно-Европейская миссия (г. Чикаго, США) открыла свой центр в Данциге (ныне Гданьск). При нём действовали курсы, которыми руководил сам Шмидт, позднее преобразованные в институт с трёхгодичным обучением. С 1929 года выходит ежемесячный журнал «Приидет примиритель», редактируемый Шмидтом. В том же году в селе Старые Чолницы Луцкой области состоялся Первый Объединённый съезд, на котором были приняты устав и новое название - Союз Христиан Веры Евангельской в Польше. Председателем этого союза вплоть до начала Второй мировой войны был Бергхольц. В середине 30-х годов ХВЕ насчитывал 500 общин, объединивших около 18 тысяч верующих.
С 1936 года по инициативе руководства ХВЕ в Польше, в городе Кременце, начинает издаваться ежемесячный журнал на украинском языке «Евангельский голос», выходивший до 1939 года. Сейчас этот журнал издаётся русскими эмигрантами в Канаде, где существуют большие поселения украинских пятидесятников (г. Торонто, штат Онтарио). Другой свой журнал, «Христианский вестник», пятидесятники-шмидтовцы издают в Буэнос-Айресе (Аргентина).

После присоединения западных областей Белоруссии, Украины и государств Балтии к СССР в 1939 - 1940 годах шмидтовцы оказались на территории нашей страны. Вскоре они провели организационный съезд, на котором был создан Союз ХВЕ Западной Украины, Белоруссии и Литовской ССР.
Таким образом, на территории Украины образовались два родственных течения пятидесятников, у которых исторически сложились различные наименования. Оба имели одно происхождение: оба были созданы при активном содействии Ассамблеи Бога (США). Общины ХВЕ в это время стремятся к объединению с родственными сектами, после чего начинают именовать себя Епископальной церковью ХЕВ. Под влиянием воронаевцев и, в частности, пятихатского епископа А.И. Бидоша, епископов И.А. Левчука, К.С. Кружко и других, считавших, что, согласно духу Библии (Деян. 11, 26; Фил. 1, 26), будет правильно именоваться ХВЕ, немало общин воронаевцев стали именовать себя не Христиане Евангельской Веры (ХЕВ), а Христиане Веры Евангельской (ХВЕ). Впрочем, сегодня среди пятидесятников-воронаевцев можно встретить оба самоназвания: как ХЕВ, так и ХВЕ.
В большинстве случаев объединению мешала обрядовая практика, несколько разнящаяся у ХВЕ (шмидтовцы) и ХЕВ (воронаевцы). Так, ХВЕ совершают "тайную вечерю" - хлебопреломление без предварительного омовения ног. Воронаевцы (ХЕВ) совершают хлебопреломление с омовением ног и употребляют на «вечери» исключительно квасной хлеб. Существовал также и ряд идейных соображений, которые мешали объединению. Ныне ХВЕ - второе по своей численности (после ХЕВ) направление пятидесятников в бывшем СССР». (Источник см. выше)

*** Странно, но Церковь Христиан Веры Евангельской «Слово Веры» из г. Всеволожска (тоже Ленинградской области) в скобках пишет не «протестанты», а «пятидесятники» (отсюда)

**** Зудов Ю.В. «Пятидесятничество в XX веке: возникновение и эволюция», 2002, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, цитируется данному источнику.

пятидесятники, протестанты, РПЦ, секты, Слово Веры, харизматы, Иклюшин

Previous post Next post
Up