Фотографий пока не будет - только многабукав.
Мой соратник по фотографии Сергей Русанов в начале года озадачился в Фейсбуке идеей совершить фотопаломничество в дружественное соседнее государство Казахстан с целью заснять запуск 43-й международной экспедиции на МКС.
Уникальность события заключалась в том, что это первый международный экипаж (Скот Келли - NASA, Геннадий Падалка и Михаил Корниенко - Роскосмос), миссия которого - провести годовой эксперимент для выяснения возможностей человеческого организма при долгом нахождении в невесомости. Геннадий Падалка по плану должен покинуть МКС через полгода, став на время абсолютным чемпионом по пребыванию человека в космосе (878 суток), остальные участники вернутся на Землю 3 марта 2016 года.
Надо сказать, что космос - сильно "моя тема". Хотя бы
по этой причине. Но надо понимать, что космодром Байконур, как и одноименный город, - крайне режимный объект, просто так заехать не получится. Единственным выходом было получение аккредитации СМИ в пресс-службе Роскосмоса, что мы и сделали, подав заявки от тюменских изданий.
До космодрома решили ехать на моем внедорожнике Suzuki Grand Vitara New (2014, 2.0AT). Общая протяженность пути Тюмень-Байконур-Тюмень составила 3700км.
Ехали целиком и полностью за свой счет, на голом энтузиазме: ни одно СМИ не дало денег на поездку. Я предложил проект как минимум трём тюменским изданиям. В одном отказались, сославшись на "непрофильность", другие вежливо промолчали. Но желание участвовать в таком уникальном событии было непреодолимо. Вывернув карманы, мы двинулись в путь.
В Казахстан заходили через пограничный пункт Убаган. Процедура заняла час с учетом досмотра и прохождения паспортного контроля на обоих КПП.
Дороги в Казахстане плохие по сравнению даже с Курганом (а после Тюмени на курганские трассы мы смотрели с жалостью). Есть кусочки с отличным свежим покрытием, но это никак не помогает казахской "дорожной" репутации. Кусок пути от Денисовки до Сахаровки - несусветная жопа с выбоинами, просто направление, даже асфальта нет. Дальнобойщики по рации называли дорогу просто: "Хуёвая дорога". И были крайне близки к действительности :-)
На выезде из Кустаная словили штраф в 5000 тенге (1600 рублей) за невключенный ближний свет. И это с учетом 50-процентной скидки за раннюю уплату. Факт был зафиксирован на видеокамеру - не отвертишься. Штрафы очень серьезные, поэтому скоростной режим и знаки соблюдали неукоснительно.
Цены просто конские! Пограничники рассказали, что после обвала рубля в 2014 году казахи ехали в Россию за покупками чуть ли не колоннами. Средняя цена 1 литра бензина АИ-95/96 - 45 рублей.
Дорога очень однообразная - кругом заснеженая степь до горизонта. Есть длинные перегоны по 200 километров, где ехать вообще стрёмно, особенно ночью: ни заправок, ни попутных или встречных машин. Пару раз чуть не встряли в степи с пустым баком - спасибо дальнобоям, подсказали по рации, где залиться.
На космодроме снимали знаковые медийные вещи: вывоз ракеты-носителя из МИК (монтажно-испытательного комплекса), подъем РН на стартовой площадке, освящение ракеты православным священником, пресс-конференцию с экипажем, доклад экипажа Госкомиссии о готовности к полёту и наконец, подъем корабля.
И это было круто! Во-первых, я работал бок о бок с международным пулом фотожурналистов, включая основного фотографа NASA
Bill Ingalls, с которым даже удалось неформально побеседовать. То есть это был высший уровень СМИ, который существует в природе (а для меня, тюменского "фотоуниверсала", уровень просто запредельный!). Во-вторых, допуск настолько высокий, что на некоторые точки съемки в принципе невозможно попасть, если ты не аккредитованный журналист и рядом нет представителя пресс-службы Роскосмоса, который руководит капризными и и временами лишенными разума смишниками, норовящимися снять "картинку".
Были и курьёзные случаи, о которых вспоминаю со смехом. Но это совсем другая история. :-)