В конце февраля произошло историческое событие. Впервые в истории России глава Старообрядческой Церкви встретился с главой российского государства. Президент Путин В.В. принял в своей резиденции Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова).
Старообрядческий митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, по разным поводам, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе и авторитет всего старообрядчества. Митрополиту Корнилию приходится строить эти отношения потому, что до него был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Требовалось время, чтобы старообрядцы смогли залечить раны, нанесенные им советской властью. А уже служение митрополита Корнилия совпало с определенной готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, волей исторического периода, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями. По разным причинам вне этого диалога оказались другие старообрядческие согласия. Старообрядцы - беспоповцы в силу специфики своей организации не могут выдвинуть какого-то единого представителя от своего согласия, а предстоятель Русской Древлеправославной Церкви оказался вне поля зрения власти потому, что старообрядцы этого согласия решили наименовать своего предстоятеля Патриархом Московским и всея Руси. Видимо, по логике власти, не может сидеть за одним столом два Патриарха Московских и всея Руси, и поэтому, для предстоятеля этой ветви старообрядцев двери властных кабинетов закрыты.
И вот в этой ситуации митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядчества на высшем уровне. Его давно включили в Совет по взаимоотношениям с религиозными организациям при Президенте РФ, приглашали на многие официальные мероприятия, связанные с участием религиозных лидеров. И в том числе, в прошлом году, митрополит Корнилий участвовал в предвыборной встрече кандидата в Президенты РФ Путина В.В. с представителями религиозных объединений России. Митрополит Корнилий, единственным из участников той встречи, не проронил ни слова к кандидату в Президенты. Он не высказывал Путину пожелания победы, не поднимал каких-бы то ни было вопросов, как это делали другие участники заседания, а только лишь по окончании встречи интригующе что-то прошептал премьер-министру на ухо.
Президент заинтересовался такой грамотной и достойной линией поведения религиозного лидера и решил лично познакомиться с иерархом. По прошествии времени Президент РФ Путин ВВ наградил митрополита Корнилия орденом Дружбы, а затем состоялась историческая личная встреча.
Следует отметить, что встреча носила сугубо деловой и рабочий характер. О ней не было никаких сообщений на официальных ресурсах Кремля. Поэтому, ее нельзя назвать официальным мероприятием, способствующим повышению рейтинга Президента. Можно предположить, что целенаправленное знакомство главы государства с главой немногочисленных российских христиан-старообрядцев вызвано тем, что Путин почувствовал возможность влияния старообрядчества на жизнь российского общества и, в какой-то мере, сам заинтересовался старообрядчеством. А интерес действительно есть. Во время личной встречи Президент несколько удивил митрополита Корнилия тем, что попросил подробнее рассказать о прошлых гонениях на старообрядцев. Некоторые скептики отметили, что это, скорее всего, был контрольный вопрос для разговора. Но с этим можно и не согласиться. Вполне возможно, что на фоне постоянного ревизирования российской истории и многократных утверждений РПЦ МП о том, что в России, в отличие от Европы, никогда не было религиозных войн, Президент может и не иметь специальных знаний о масштабах репрессий против старообрядцев. На этой же встрече митрополит Корнилий пригласил Президента посетить Духовный центр старообрядцев в Рогожской слободе в Москве. На что Путин ответил согласием и предложил согласовать формат этого визита. Такое внимание к старообрядцам было впервые выражено на столь высоком уровне.
Кроме встречи с Президентом РФ, в последнее время наметилось некоторое «потепление» по отношению к старообрядцам и региональных лидеров России. Во многих регионах страны старообрядческие общины получают поддержку в восстановлении храмов, выделении земельных участков для строительства. Представители старообрядческих общин и епархий введены в региональные Советы по взаимодействию с религиозными организациями. Это кажется наивным на фоне колоссальной поддержки государством РПЦ, но для тех, кто знает прежнее реальное положение дел, такое отношение к старообрядцам кажется более чем благосклонным. Наряду с традиционным благоприятным отношением к старообрядцам в Центральной России, Сибири, на Дальнем Востоке, отмечается интерес региональных властей и на Юге России. В Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. В этих регионах, где еще пять лет назад митрополит Корнилий для решения проблем местных общин и епархий, не мог добиться встречи даже с заместителями губернаторов, теперь наблюдается благосклонное отношение.
Можно предположить, что эти события в целом свидетельствуют об изменении внутренней политики государства к старообрядцам.
Чем может быть вызван такой интерес? Есть мнение, что такое внимание ничего хорошего старообрядцам не сулит. Государство просто желает включить старообрядчество в аппаратный маховик. А еще хуже, пойти дальше для осуществления некоего условного глобального проекта типа «одна страна - одна Православная Церковь» с внедрением в эту «церковь» и поборников Старой веры. Со старообрядчеством поступят, как поступили с Зарубежной Церковью.
Такой радикальный прогноз имеет право на существование. Но только если смотреть на происходящие события вне контекста вековой истории старообрядчества. Если же сопоставить происходящее с многочисленными историческими прецедентами, то можно заметить, что сейчас, на самом деле, потихоньку развивается новый этап влияния старообрядчества на жизнь российского общества.
Российская история пестрит случаями кажущегося сближения старообрядцев с государством. Эти случаи были не столь дипломатичны, как сейчас, но факт остается фактом. Удивительно, но каждый раз очередное «сближение» заканчивалось очень благоприятно для старообрядцев с сохранением их суверенитета и даже получением определенных выгод того или иного исторического момента. Кроме этого, после каждого такого проекта старообрядчество оставляло глубокий след на государственном аппарате, хоть чем-то, но преображая его.
Среди таких сближений, в первую очередь, стоит вспомнить многочисленные «оттепели» по отношению к старообрядцам на протяжении XVIII - XX веков. Кроме регулярных послаблений репрессий разрабатывались многочисленные проекты, которые должны были бы способствовать слиянию старообрядчества с господствующей церковью. Это проекты типа введения совместных молений в XVIII в, знаменитое неудавшееся Единоверие в XIX в, смелая отмена клятв на старые обряды в XX-м, или возникновение новых «старообрядных приходов в РПЦ» уже в XXI в. Каждый раз при развитии таких проектов казалось, что это самое главное наступление государства на старообрядческую идентичность и суверенитет. Что после этой атаки старообрядчество уж точно превратится в филиал РПЦ и полностью утратит способ и смысл своего существования. Но старообрядчество благополучно выходило из очередной ловушки, сохраняя здравое суждение и холодный ум. При этом, сталкиваясь со старообрядчеством, государство, общество и РПЦ сами подпадали под существенное старообрядческое влияние.
Старообрядчество влияло без видимого участия в происходящих процессах. Очень хорошей аналогией для описания влияния старообрядчества на российскую действительность может быть древнее иночество. Такая же немногочисленная, такая же суровая, удаленная от общества, но крайне влиятельная группа христиан.
В истории есть много ярких примеров влияния старообрядцев на общество, РПЦ, государство и его политику. Например, старообрядческое влияние было противовесом ультралиберальным церковным реформам Петра I и не позволило ввести в России протестантизм. Влияние старообрядчества было столь велико, что ненавидевший его с детства Петр I, для которого противостояние никониан и ревнителей старины было его домашней историей, к концу своего правления был вынужден договариваться со старообрядцами из знаменитого Выговского монастыря.
Когда маятник духовной жизни русского общества в XIX в. качнулся в другую сторону, к католичеству, опять-таки старообрядчество стало тем якорем, который, по выражению одного архиерея РПЦ, «не позволил Русской Церкви стать филиалом Ватикана». Старообрядчество оказывало настолько значительное влияние на духовных лидеров в период филокатоличества, что даже Серафим Саровский на иконах XIX в изображался с лестовкой в руке и восьмиконечным крестом на груди - церковными старообрядческими предметами, категорически запрещенными в то время официальной церковью. О значении старообрядцев в общественной жизни XIX в. говорит и тот факт, что когда старообрядцы обрели епископов в своем монастыре на территории Австро-Венгрии, из чего следовало дальнейшее укрепление их Церкви и авторитета, Николай I был готов объявить войну Австро-Венгрии, если она не уничтожит старообрядческий центр.
Влияние старообрядческой партии в России было велико и при всесильном обер-прокуроре Победоносцеве, в противовес которому Государь в 1905 году был вынужден даровать необходимую старообрядцам долгожданную свободу вероисповедания, после чего начался т.н. «золотой век старообрядчества».
Демократичность жизни старообрядчества, регулярно проводимые старообрядцами церковные соборы стали одним из факторов, которые понудили изменить взгляд государства на положение РПЦ. Именно старообрядческая соборность вынудила, в конце концов, провести и Поместный Собор РПЦ.
Восстановление патриаршества в 1917 году было революционным событием в Русской Православной Церкви. Но откуда могла возникнуть в среде РПЦ идея о восстановлении патриаршества, если уже на протяжении 200 лет неплохо работала синодальная система? Это все равно, как сейчас возрождать в России монархию. Это возможно только при наличии серьезной лоббирующей общественной силы. После восстановления иерархии, Старообрядческая Церковь возглавлялась единоличным Предстоятелем в противовес коллегиального Синода РПЦ. Поэтому, идея единоличного возглавления Церкви и восстановления патриаршества тоже сохранялась и лоббировалась в русском обществе посредством старообрядцев.
Что уж говорить о колоссальном культурном влиянии старообрядчества на российское общество. Старообрядчество сохранило уникальную древнерусскую культуры богослужения, церковного зодчества, иконописи, хорового искусства. Не просто сохранило, но и смогло предложить этот великий культурный пласт для возрождения духовной жизни в России.
Возможно, что последние внутрироссийские события тоже свидетельствуют о подобном влиянии старообрядчества. Да, старообрядчество сейчас, как никогда, малочисленно! Но это смотря с чем сравнивать. Если брать официальную статистику о количестве православных в России в 65 % населения, то на этом фоне цифра в 100 000 российских старообрядцев может показаться и не значительной. Но вот если сравнить, например, количество действительно верующих, посетивших в последние годы на Пасху старообрядческие храмы и храмы РПЦ МП, то мы увидим, что цифры могут быть сопоставимы. В Москве в 2011 году в храмах РПЦ МП на Пасху присутствовало 100 000 человек, в старообрядческих - 5 000. Примерно такое же соотношение и в других крупных городах России - С.Петербурге, Казани, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону. Поэтому, не стоит говорить, что старообрядцев сейчас слишком мало, чтобы на что-то влиять. Да дело и не в количестве. Насколько многочисленны религиозные и идеологические группы, определяющие общественное мнение и политику в США, Израиле? Та же хасидская община в Америке составляет долю процента от населения страны, но трудно переоценить ее влияние на жизнь в этой супердержаве. Поэтому, не следует определять влияние той или иной группы ее количеством.
В действительности, идеи старообрядчества сейчас как никогда созвучны запросам современного общества и государства. Ведь старообрядческие принципы сохранения национальной идентичности, чистоты русской Церкви, особого пути развития русского Православия очень созвучны идеям «суверенной демократии», «особого пути развития российского общества». А кто, как не старообрядчество, сохранило древнерусскую демократию? А не похожа ли дорогая старообрядцам идея о «Третьем Риме» на проводимый сейчас российским правительством принцип многополярного мира и особом месте в нем России? А не противилось ли старообрядчество оголтелой иностранной экспансии в XVII в? Может быть, поиск идеологической платформы для укрепления проводимой государством политики и вызвал естественный интерес к древним носителям такой идеологии? Может быть, опыт старообрядчества, прошедшего через испытания репрессиями, богатством, властью, и при этом сохранившего свою идентичность, и заинтересовал современных идеологов? Может быть, сейчас мы видим, как развивается новый виток духовного и общественного влияния Старообрядческой Церкви?
В любом случае, ближайшее время может показать, эпизодический это интерес или же это устойчивая тенденция.