Захар Прилепин
Наряду с тем цинизмом и двойными стандартами, которые по-прежнему существуют, в том числе и в лексике людей, имеющих отношение к власти и идеологии, сегодня вопреки многому всё равно начинают работать вещи, которые человека заставляют быть человеком, а не машиной для потребления.
Это знание о том, что у тебя есть родина. Что есть обязательства, в том числе и перед ней. Что есть мужество. Честь. Подвиг. Все те постулаты, которые, пусть и со скидкой на ханжество, имели место в советское время. Теперь надо, чтобы они вновь обрели живое значение. Вот едем мы по городу и видим плакаты: «Мы - русские! С нами Бог!» И надо сделать так, чтобы для ребёнка это осталось не только словами. Как для нас, детей последнего советского поколения, были пустыми словами лозунги про КПСС и коммунизм. Надо, чтобы сегодняшнее ощущение истинности, драйва не развеялось. Чтобы его не заляпали дурными руками. Чтобы подросток, вспоминая детство, потом по этому тосковал. Чтобы он помнил, что есть на земле пространство, на котором мальчик превращается в мужчину.
- Понятно, что родина тоже должна… Но это, знаете, как с избалованными детьми - требованиям никогда не будет конца. Сегодня хочется, чтобы налоги были пониже. Завтра - чтобы с тебя спросили поменьше. Послезавтра - чтобы тебе принесли и дали. Но...
Это придёт к человеку само - осознание своей ответственности перед страной. И он уже не будет спрашивать: а что родина для меня сделала? Это же как с родителями. Родители - а что они тебе дали? Ну они тебя чем-то радовали. А вообще какая от них польза? Что они тебя родили? Ну и что! А их, может, никто об этом и не просил! По отношению к родителям цинично так рассуждать, правда же? И выстраивать отношения с родиной по принципу «а что ты мне дала?» даже не надо начинать.
Что она тебе дала? Она дала тебе колоссальное пространство - самое большое в мире. Она дала тебе великий язык и великую культуру. Великие возможности. А самое главное - она дала тебе право жить на той земле, где уже до тебя существовали многие и многие поколения, которые трудились во славу её, не рассуждая, что получат взамен. Они просто отдавали самих себя - целиком. Этой силой, этим духом, этой кровью, этим трудом земля, на которой мы живём, пропитана. И мы ещё будем высчитывать, что нам тут дали?! А мы сами-то что успели дать? Вот этот вопрос должен быть задан первым.
Люди едины в том, что нельзя богохульствовать. Люди едины в том, что семья должна существовать в её традиционном виде. Люди едины в вере в то, что они существуют не только ради того, чтобы потреблять. И ещё в пятом, десятом, двадцать пятом… Такие традиционные вещи, связанные с человеком, с его предназначением, - они для всех очевидны. Всё то, чем было пронизано общество в 90-е годы, - эти «я ничего никому не должен», «я живу в чёрной дыре, в стране, которая никому не нужна, которую не жалко, и, если она развалится, всем будет только лучше»… Говорящие это вели себя так, как будто они тут венцы творения, а вокруг них какая-то поганая пустыня, на которую можно только плюнуть и растоптать, жалеть её нечего. Все эти ощущения сегодня ушли.
Люди вдруг ощутили, что находятся не в безвоздушном пространстве, что у них за спиной - «Бессмертный полк». И они своим детям должны передать что-то подобное, чтобы в случае беды это чувство сопричастности к своей земле не исчезло.
Я считаю, что милитаризм - это нормально. Это воспитание в мужчинах не чувства злобы, жестокости, а совсем другого. Про это ещё Достоевский писал: всякий человек, который когда-либо уходил на войну, бывал в местах, где убивают, - он помнит, что главная мысль, которая там над тобой довлеет, - тебя могут убить. И первое чувство, которое появляется у человека на войне, - это чувство жертвенности. Ты пришёл сюда, чтобы умереть. Именно это чувство наряду с чувством гордости за родину, со способностью преодолевать тяготы и лишения, с пониманием, что такое подвиг, самоотверженность, солдатская дружба, - это чувство жертвенности крайне важно. Военная среда, как ни странно, воспитывает в том числе и те черты, которые помогают мужчине жить, строить семью, нести ответственность перед детьми.
- Все ваши книги на самом деле про то, как не расчеловечиться. Вы 6 раз ездили в воюющий Донбасс, прошли и службу в ОМОНе, и Чечню, выдержали и испытание славой. Где труднее остаться человеком - на войне или когда тебя осыпают почестями?
- Мой опыт неуниверсален, но я твёрдо убеждён: расчеловечивание происходит в момент разврата, распада всех человеческих связей, в момент нежелания взять на себя ответственность за что бы то ни было. Не знаю точной статистики, но предполагаю, что тот, кто воевал, преодолевал себя, рисковал своей шкурой, годами находился не в своей власти, а во власти довлеющих над ним обстоятельств и в результате всё это преодолел, - он куда более приспособлен к решению серьёзных проблем.
http://www.dynacon.ru/content/articles/6068/