Михаил Делягин
- Михаил Геннадиевич, хотелось бы задать Вам вопрос по существу судебного разбирательства между Еврокомиссией и «Газпромом». Насколько это существенно для интересов России и «Газпрома» на европейском рынке и вообще в практике взаимодействия Россий и российских компаний с Европейским Союзом? И какие возможны сценарии и адекватные ответы России и, в частности, «Газпрома» на такого рода претензии со стороны Еврокомиссии?
- Претензии Еврокомиссии по отношению к «Газпрому» носят внеправовой характер, потому что ситуация сложилась следующим образом - сначала европейцы подписывают обязывающие соглашения, которые их полностью удовлетворяют, а потом говорят: «Ой, а вы знаете, мы их выполнять не будем, потому что не хотим!»
То есть, в ситуации с «Газпромом» Европа по факту отказывается от исполнения своих собственных обязательств по отношению к России.
Кроме сложившейся ситуации с «Газпромом», есть ведь прецеденты и более мелкие, но и более яркие, как, например, случай когда скаковые кони Рамзана Кадырова участвовали в конном немецком соревновании, заняли там первое место, но после чего немцы отказались выдавать приз. Интересно то, что хотя до этого они были полностью удовлетворены участием российских скакунов, потом они изменили позицию, потому что победил не тот, кто им нравился. И, если в случае Кадырова инцидент был в конце-концов урегулирован и по-тихому от немецкой общественности завоеванный приз вручили, то в отношении «Газпрома» - этого скорее всего уже не произойдет. Уровень скандала уже совсем не тот, да и Европа уже совершенно не стесняется, более, того, даже гордится демонстрацией того, что она перестала быть надежным и ответственным партнером.
Развитие событий будет происходить, безусловно, в первую очередь в юридической плоскости - юридические формальности будут в целом соблюдаться, хотя частично они безусловно будут и нарушаться, потому что мы видим нарушение европейцами установленных ими же для самих себя процедур.
Например, такая парадоксальная ситуация сложилась в деле введения второго пакета санкций против России, когда они были введены в нарушение установленных процедур - и никто в Евросоюзе и ни пикнул по этому поводу. Ну, кроме разве что Президента Чехии - страны, отнюдь не обладающей значительным весом в Евросоюзе.
Так что, безусловно, существенные юридические процедуры судебной тяжбы будут нарушаться, но в целом юридическая процедура и формальности будут соблюдаться, будут решения судов, будут апелляции и прочие стандартные ходы обеих сторон.
Это все затянется на несколько лет, скорее всего от двух до пяти, и по итогам данного судебного процесса, проводимого, понятное дело в европейской юрисдикции, «Газпрому», по моему мнению, будет присужден штраф до 5 млрд. евро, хотя может быть и меньше.
Отсюда следует и единственный разумный способ взаимодействия с Евросоюзом на сегодняшний день - это очень жесткая встречная агрессия, причём именно в экономической сфере.
Россия должна зафиксировать, что в отношении стран, которые ввели против России санкции, любое российское юридическое лицо имеет право не платить, не осуществлять выплат по внешнему долгу вплоть до прекращения санкций. Понятно, что если у вас там имущество, которое могут арестовать, то вам это делать неохота, но если у вас нет имущества за рубежом - то вы можете не платить, если не хотите.
- А как поступать «Газпрому», который владеет подземными хранилищами и массой другого имущества в той же самой Европе?
- Газпром находится в тупиковом положении, поскольку сегодня пока не может окончательно договориться с Китаем ни по цене, ни по условиям строительства газопровода в Китай.
Но тут уже выхода для «Газпрома» нет - он должен принять стратегическое решение о том, что с европейского рынка надо просто уходить, или, по крайней мере, продемонстрировать европейцам возможности для такого ухода и переориентирования своих поставок газа на другие рынки. К сожалению, пока такой стратегии нет.
Пока что мы совершенно безумно ведем себя в отношении Украины - делаем всё, чтобы продолжить европейский транзит газа по территории Украины, в том числе и спонсируя нацистскую хунту, вместо того, чтобы дать европейцам наслаждаться плодами их собственных усилий, результатами их безумной политики на Украине.
А сегодня - мы спасаем украинский нацизм ради хороших отношений с Европой. Но надо чётко понять: этих добрых отношений не будет, европейцы показали, что они уважают только силу, никакого права, никакого закона для них не существует.
Также, как вариант, российское государство должно прекратить ввоз автомобилей, как новых, так и подержанных, из всех стран, которые ввели против России санкции, за исключением, пожалуй, только Японии.
Те же самые вина, что от европейских производителей, если уж на то пошло, можно возить из Австралии и Новой Зеландии.
И тут дело даже не в нас, не в нашем желании использовать автомобиль или пить вино - а в воздействии таких ответных торговых мер на саму Европу.
Это ведь удар уже будет не на 5, не на 10 млрд. евро, а гораздо более существенный для европейцев. И это только лишь две товарные позиции.
Кроме того следует ввести программу переориентации закупок всего, что Россия сегодня потребляет из европейских стран и переключиться на Латинскую Америку, Китай и в целом на всю Юго-Восточную Азию. Но это, к сожалению, бизнес не может сделать сам по себе. Бизнес, как показала практика, даже не может перекредитоваться у других стран, потому что это требует большой предварительной работы. И поэтому эту часть работы, связанной с переориентацией торгового партнёрства, государство должно взять на себя.
Именно в рамках такого комплексного давления на европейцев ситуация «Газпрома» может улучшиться. Если же оставить «Газпром» один на один с Евросоюзом - то он ничего в итоге сделать не может, просто потому, что государственная бюрократия всегда будет сильнее корпоративной. И это объективно.
- Михаил Геннадиевич, скажите, а какие рынки являются сейчас альтернативными для России, которые смогут заменить нам европейский рынок? Например, у Газпрома сегодня до 70% экспорта - это именно европейские рынки.
Что касается газа, то, во-первых, надо переориентироваться на Юго-Восточную Азию и на Китай. Да, это сложно и дорого, но это стратегическая ситуация от которой нельзя уйти.
И, во-вторых, надо заниматься переработкой своего собственного сырья, получая прямо в России всю линейку продуктов нефте- и газопереработки и органического синтеза. Сейчас эта ситуация затрудняется тем, что часть нефти и газа перерабатывается в Европе, на предприятиях, где есть доля российского бизнеса. Поэтому-то наши нефтяники часто и не очень заинтересованы тем, чтобы перерабатывать нефть в России Но именно это и является задачей для государства: начать переориентацию на внутренний рынок и на рынки развивающихся стран.
Пресс-служба Изборского клуба