Apr 03, 2010 02:08
Известна фраза Пушкина из письма к жене: «Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься. Это непременно нужно в каждом благоустроенном семействе. Докажу после».
Это как теорема Ферма. Тот тоже написал - сейчас, дескать, некогда, докажу как-нибудь потом.
С Ферма не спорю, а с Пушкиным попытаюсь.
Был у меня один знакомый мастер. И была у него жена, тоже шахматистка. Кажется, была и дочка. Все было, казалось, хорошо. И вдруг они развелись. Прошло какое-то время, встречаю его. Сели поговорить. И я спросил - в чем дело, что случилось?
- Да ты понимаешь, у нее была отложенная позиция, важная. И она попросила посмотреть. Я всю ночь анализировал, потом пошел к Геллеру. С ним посмотрели еще часа три. Прихожу домой, показываю ей все, что наработали, а она мне - ты дурак и ничего не понимаешь. Ну и как можно после этого с ней жить?
Вспоминается и другая история. Лет тридцать тому назад в ЦДСА проходил международный турнир с очень сильным составом. Вообще, в этом зале часто проходили шахматные соревнования - можно вспомнить матч на первенство мира Гаприндашвили - Кушнир, претендентские матчи Корчной - Таль, Корчной - Геллер.
Зал был всем хорош, особенно летом: большие окна выходили в сад, видны были кроны деревьев. Единственный недостаток - далеко от метро, пешком минут двадцать. И вот как-то я шел с турнира к метро.
Начался сильный дождь, и я спрятался под деревом. А там уже стояли В. В. Смыслов и его замечательная супруга, Надежда Андреевна. Которая, как известно, в шахматы не играет, но позицию понимает. И она строго выговаривала Василию Васильевичу:
- Стыд и срам, Вася! Белыми, в семнадцать ходов вничью! И с кем! С этим сапогом Гипслисом!
Василий Васильевич смущенно молчал и даже не пытался оправдаться. Вот как выходит - жена в шахматы не играет, а семья замечательная!
Но с другой стороны, не все так просто. Есть аргументы и за точку зрения Пушкина. Вот что может получиться, когда жена (да и муж) не играют в шахматы.
Как-то один знакомый меня спросил:
- У тебя никого нет линзы отшлифовать для телескопа?
Единственный, кого я мог вспомнить, Барух Спиноза, к тому времени (сообщаю молодым читателям) уже умер. Я говорю:
- А зачем тебе, Шурик, линзы?
- Да понимаешь, я с женой помирился. Надо же дома какое-нибудь занятие иметь. Вот решил телескоп построить.
- Зачем же так сложно! Не проще рыбок разводить? Или что-нибудь еще?
- Да я уже все это обдумывал! Рыбки - это значит дома сидеть!
- А телескоп?
- Да я уже на крыше место присмотрел!
В общем, вопрос остается неясным.
© Старый Семён © Издательство «Благословенный город»