Рецензия Михаила Брыныха

May 18, 2010 12:53

Книгу Старого Семена «ИЗ ДУБЛЯ» рецензирует киевский писатель Михаил Брыных (Михайло Бриних), лаураеат премий «Коронація слова»; «Книжка року» и др.

***

Эпоха в крохах

Старый Семен. Из дубля: Рассказы. - О.: Благословенный город, 2010. - 256 с.

Про автора этой книги известно только, что он немолод, любит шахматы и патологически не тщеславен. Свои миниатюры постил исключительно на одном популярном шахматном форуме, где быстро обзавелся кругом почитателей.
Идея публикации сборника рассказов Старого Семена принадлежит одесскому гроссмейстеру Михаилу Голубеву, хотя шахматам в книге посвящен лишь небольшой раздел.
И если название «Из дубля» довольно легко расшифровать (надо только прислушаться к нему хорошенько), то все остальное в этой книге - какая-то странная голографическая загадка. Она состоит из коротких текстов: зарисовок, эпизодов, сценок, воспоминаний, всяческих обрывков и ошметков эпохи дефицита, дворников и сторожей, физиков и лириков. Обо всем этом написан столетний лес. Но автор - не исследователь и не грибник. И в этом лесу он занимается тем, что подбирает окурки Михаила Таля, фразы вахтера на проходной НИИ, сломанные детали АЦПУ.
«Быт меняется, и меняется быстро. И быстро забывается. Многие детали, мелкие и не очень, в книгах, кинофильмах, созданных каких-нибудь тридцать-сорок лет назад, молодым уже не понятны. Сколько стоила колбаса? Были ли автомашины в свободной продаже? Что означало выражение «еду в парк»? Можно ли было купить водку в восемь утра? В восемь вечера?»
Его герои - это не просто «маленькие люди», винтики в футлярах, нет. Это удивительная галерея портретов, некоторые из которых созданы одной фразой, одним наблюдением. Как, например, некий Борис Петрович, в котором «причудливо сочетались дворянское воспитание, интеллигентность, алкоголизм и заводская общага» («Прошу меня простить, я зван на денатурат!»). Или еще один интеллигент, который взял с собой в отпуск роман Пруста со словами: «Нет, сука, я тебя все равно прочитаю!».
Не знаю, как все это назвать, и как так получилось, что в этой прозаической мелочевке столько тепла и света. Волшебная хрень какая-то.

Михаил Брыных

«Top Club Journal», №2, 2010

Previous post Next post
Up