Востребованы ли специальности выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана? Работают ли выпускники по специальности? Сколько они зарабатывают? Какие факторы влияют на их доход? - вот те вопросы, найти ответы на которые было смыслом начатого нами исследования. И начали мы с факультета радиоэлектроники и лазерной техники.
Цель исследования не обрадовать или расстроить кого-то, не унизить инженерную деятельность или наоборот возвысить, цель - как можно лучше отобразить реальность, дать реальную информацию как студентам, так и уже выпускникам, участвовавшим в опросе, чтобы они могли адекватно реагировать, планировать, расставлять приоритеты. И данные получились, на мой взгляд, очень занимательные.
Изначально материал был для журнала «Инженер» и посмотреть его электронную версию можно
тут, но все уместить на одну полосу не удалось, поэтому более развернутую версию смотрите ниже.
С помощью ВК было опрошено более 500 выпускников факультета радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, добиться таких результатов получилось только благодаря нашей настойчивости. Хотя большинство с удовольствием поучаствовали в опросе: многие излагали свои мысли и пожелания, выказывали заинтересованность в результатах. Благодарю вас, очень надеюсь, что результаты Вам будут полезны.
Изначально опрашивались выпуски с 2005 по 2014 года, но так как с 2005 по 2008 год люди отвечали с меньшей охотой и не набралось необходимого процента опрошенных (процента от всего выпуска), то эти данные не учитывались. В целом их картина по доходам не сильно отличалась от выпусков 2009-2010, но повторюсь, недостаточно было опрошенных, чтобы можно было говорить об этом уверено.
Первый вопрос - какие специальности факультета РЛ востребованы? И востребованы ли они вообще? Работают ли выпускники по специальности?
Напомню, что на РЛ есть 3 выпускающие кафедры:
РЛ-1 - Радиоэлектронные системы и устройства
РЛ-2 - Лазерные и оптико-электронные системы
РЛ-6 - Технологии приборостроения
Начну с того, что инженерами работает большинство (60%) на всех кафедрах:
Но не обязательно они работают по своей специальности, процентное отношение работающих по специальности (к общему кол-ву опрошенных выпускников) по кафедрам:
Однако, это все ещё очень общая картинка, ниже представлен график, демонстрирующий изменение процента работающих по специальности (по отношению к общему кол-ву выпускников) в зависимости от года выпуска. Цвет на графике: РЛ-1, РЛ-2, РЛ-6.
Видно, что самая востребованная специальность - это специальность кафедры РЛ-1, выпускники РЛ-6 значительно меньше работают по специальности, а вот специальность кафедры РЛ-2 становится все более востребованной у ребят. Да, на последнем графике использовались данные опроса выпускников 2006-2008 годов, чтобы увеличить временной диапазон и, повторюсь, смотреть на них надо с большим сомнением. Однако, даже с 2009 года процент выпускников РЛ-2, работающий по специальности, растет. Также многие с РЛ-2 работают по специальности РЛ-1, но они здесь не учитывались.
И ещё один нюанс - в данном случае учитывается и то, что человек мог уйти с инженерной должности на руководящую, но при этом все равно остаться внутри специальности. Как раз поэтому строить такой же график для того, чтобы также посмотреть процент работающих инженерами - бессмысленно: у более старых выпусков он будет закономерно ниже, т.к. люди растут по должности до руководителей.
Второй вопрос - А сколько зарабатывает выпускник?
Сначала посмотрим без оглядки на специальность:
Хорошо видны распределения, их средние и дисперсия. В первые два года после выпуска средний доход - около 60 т.р., а разброс у выпускников очень маленький, дальше средний доход растет, но и разброс увеличивается. А когда проходит ещё больше времени, прослеживается все большее и большее разделение: у кого-то сверхвысокие доходы, у кого-то ниже среднего. Об этом была написана целая
статья в журнал. Надо упомянуть, что здесь учитываются и те, кто не работают полноценно: учатся (второе образование) или сидят с ребенком (очень многие писали как профессию - мама :) Доходы таких людей небольшие - это либо стипендия\грант, либо подработка, работа на долю ставки. И был всего один человек, который не работал, потому что не мог найти работу - к сожалению, он не указал e-mail, чтобы можно было выяснить причину.
А средние значения доходов по годам и кафедрам можно посмотреть на
титуле нашего журнала.
Примечание: Доходы выпускников представлены до вычета налога
Теперь самый интересный вопрос - а что влияет на доходы выпускника?
И тут, действительно, очень много интересного. Взяв все параметры, которые были получены из опроса, мы построили многомерную регрессионную модель. Доля разброса зависимой переменной (доход) объяснялась моделью на 43% (R-squared = 43%), поэтому много факторов оказалось за гранью, но тем не менее интересно посмотреть на результаты.
Ниже в форме некоторого теста можно оценить какой в среднем ожидать доход при определенных условиях (все это составлено на основе коэффициентов регрессионой модели).
Итак, представим, что изначально нас ожидает доход равный 130,137 ₽.
1. Если мы окончили РЛ-1, то изменений не будет. Если РЛ-2, то из этого дохода следует вычесть 1,645 ₽, а если РЛ-6 - вычесть 9,850 ₽.
2. Если мы работаем в консалтинге следует вычесть 50,981 ₽, если в финансах - вычесть 45,358 ₽, если в продажах - вычесть 31,106 ₽. Если мы работаем инженером - вычесть 64,122 ₽, если продакт\проджект менеджером - вычесть 46,405 ₽, если руководителем - оставляем так. Если что-то другое (художник, дизайнер, охотник, модельер, бухгалтер - очень много уникальных примеров при опросе было, поэтому все обобщено) - стоит вычесть 74,596 ₽.
3. Если мы работаем в большой компании, то сумму не меняем, а вот если в маленькой - придется вычесть 2,926 ₽. Если же мы работаем на себя: как фрилансер или у нас свой бизнес - прибавляем 22,941 ₽.
4. Если мы только 1-2 года как выпустились - то смело вычитаем 31 703 ₽, если прошло уже 3-4 года после выпуска - вычитаем 6,545 ₽. И ничего не меняем, если прошло больше 5 лет.
5. Для парней - неплохая прибавка в 19,862 ₽ (надо прибавить), девушки ничего не меняют. (Напомню, многие девушки работают на фрилансе, сидя с ребенком)
6. Те, у кого средний балл за время обучения больше 4,3, получают ещё плюс 7,099 ₽ (надо прибавить), а если нет - то без изменений.
7. Второе высшее образование тоже дает неплохой бонус в 9,129 ₽ (надо прибавить), а если нет - то без изменений.
8. Если вы работали во время обучения, то Вас ждет не очень то и большое преимущество перед другими в виде 1,665 ₽ (надо прибавить), а если нет - то без изменений.
9. Если при трудоустройстве Вас взяли за ваши навыки, вы прошли отбор (будь это череда собеседований, либо рекрутинг со стороны компании), а не устроились «по блату», то Ваш доход вырастет на 18,540 ₽. А если все-таки устроились по знакомству, - то без изменений.
Например: вы - парень, окончили РЛ-1 3 года назад с красным дипломом, работаете инженером и устроились сами, работаете в большой компании, при этом вы не работали во время обучения и у вас нет второго высшего, то ваш ожидаемый доход будет - 104,971 ₽ (130,137 - 64,122 - 6,545 + 19,862 + 7,099 + 18,540).
Но это ладно, значительно интереснее просто ощутить влияние этих факторов, меня удивило три вещи:
Во-первых, это разрушение стереотипа о предприимчивых людях, которые плохо учатся, но зато потом выстреливают. Высокая работоспособность во время обучения, как оказалось, значительно влияет на будущий успех, особенно среди работающих инженерами, что логично, т.к. образование инженерное. Подробнее об этом можно прочитать в
статье.
Во-вторых, рушится ещё один стереотип - «устроился по блату на большую зарплату», на самом деле картина совершенно другая: рынок жестко оценивает людей и те, кто поленился устраиваться сам, польстился на предложение трудоустройства через знакомых - получает ниже. Бизнес\Рынок не готов платить за лень.
Причем в модели все коэффициента посчитаны при взаимном влиянии друг друга, но если взять просто среднюю зарплату того, кто устроился по знакомству (66 т.р.) и через отбор (105 т.р.) - то разница ещё больше. Но надо понимать, что это среднее и все остальные параметры не учитываются.
В-третьих, очень интересно то, что работа во время обучения не дает столь большого преимущества, как может показаться. На мой взгляд, логика тут такая - у нас есть ограниченный запас сил и времени и потратить мы его можем либо на обучение, либо на работу. Хорошо, если работа была по специальности, но даже так - это не дает большого выигрыша в будущем. Рядовые выпускники быстро нагоняют тех, кто кроме учебы ещё и работал, т.к. базовые, фундаментальные знания усвоены, а наложить на это какие-то новые практические навыки и знания, обучиться чему-то - уже проще.
На этом все. Периодически будут появлятся опросы других специальностей и ВУЗ-ов. Если что-то на ваш взгляд можно сделать лучше - пишите в комментариях.
Чтобы следить за этим исследованием можно
подписаться.
P.S. Напоследок хотелось бы показать ещё две диаграммы, которые, безусловно, радуют: