Общие идеи у разных цивилизаций

Dec 26, 2019 08:44

Есть версия, что Христос в неописанные годы побывал на Востоке, так как многое в его проповедях переплетается с восточными учениями. Это довольно правдоподобно, например, вот несколько цитат из Дао Дэ Цзин, которые легко узнаются и в Евангелие: «от того премудрый человек ставит себя позади, а оказывается впереди», «добрых принимай как добрых, недобрых тоже принимай как добрых» и «тот, кто хранит в себе глубину совершенства, подобен новорожденному младенцу». А Дао Дэ Цзин был написано 500 лет до н.э.




Ещё проповеди Христа перекликаются, конечно, с фарисейским «Завещанием двенадцати патриархов» (108 г. до н.э.), вот, например, цитата: «Возлюбите один другого от всего сердца; и если кто согрешит против тебя, обратись к нему со словами мира и не таи в душе своей злобы»

А ещё христианство, уже как религия, в смысле обрядов, перекликается с орфизмом - эзотерическим учением Древней Греции (примерно 500 лет до н.э.). Только к моменту появления христианства, орфизм уже не существовал как обособленная культура.

А в книжке «История западной философии» есть такие слова: Барнет говорит о наличии поразительного сходства между орфическими верованиями и верованиями, преобладавшими в Индии приблизительно в то же время, хотя, как утверждает Барнет, не может быть и речи о существовании между ними какого-либо контакта.

В целом, многие древнегреческие идеи можно сопоставить с восточными того времени: например, у Гераклита были идеи противопоставления Воды и Огня (Инь и Ян), все состоит из двух элементов. Он рассматривает душу как смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное. Душу, где больше всего огня, он называет «сухой». «Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая». А Эмпедокл объединяет уже все элементы, стал считать землю, огонь, воздух и воду четырьмя элементами (У-син без металла). Элементы соединялись Любовью и разделялись Враждой.


Интересный вопрос - почему греческая теология так и не поднялась до уровня, достигнутого религиями Востока, а как будто просто испарилась? Есть версия: потому что у греков не было жречества, но в книге «История западной философии» дается друая версия - Грецию «спасло» не столько отсутствие жречества, сколько наличие научных школ. А мне кажется, что большой фактор имеет местность и контекст (идея, на самом деле, из книги «Ружья, микробы и сталь»), есть же такое наблюдение, например, что там где более разнообразная флора и фауна - больше различных богов, а где менее разнообразная - меньше. К тому же греческая теология местами перетекла в христианство, например, в Евангелие от Ионна, Христос отождествляется с платонистско-стоическим Логосом («разум»).

А вообще, книга «История западной философии» как раз и позволяет проследить как контекст\обстоятельства жизни формировали философию и религию и как то, и другое, развивались. Это позволяет взглянуть со стороны на вопросы религии, отделить надуманное, человеческого от вечного, что ли. Например, принятие христианства Константином было успешным, тогда как более ранние, точно такие же, попытки ввести новую религию терпели крах - почему? Та же религия Митры была опасным соперником христианству на тот момент, особенно в третьем веке.

Контекст того времени - несчастье и усталость римского мира. Нужно было какое-то религиозное противоядие. Традиционные верования Греции и Рима отвечали чаяниям только тех людей, который были привязаны к земной жизни и надеялись на счастье здесь и сейчас, а вот религии той же Азии на тот момент основаны были на надежде в потусторонний мир. Христианство в этом смысле не отличалось от религий Азии, и оказалось более эффективным средством утешения. Интересно, что христианство того времени и наше, сегодняшнее, - тоже отличаются. Ведь сейчас мы тоже живем сегодняшним днём, христианский западный мир в целом благополучен, и нас меньше интересует трансцедентальные надежды. А ещё, в христианстве воплотилась психология мстительности (после смерти одним рай, другим ад), понятная всем и каждому, как понятен Граф Монте-Кристо, когда как в греческой доктрине акцент был на том, что наш мир - это иллюзия (это уйдет в гностицизм потом), в целом более сложный концепт для понимания.

Напоследок, интересная цитата Ксенофана - тоже греческого философа, жившего 570 лет до н.э. Вообще, Ксенофан удивительно здравомыслящий был.

Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только
У людей позором считается или пороком:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно],
<...>
Но люди мнят, что боги были рождены,
Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же].
<...>
Если бы руки имели быки и львы или кони,
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих
Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Эфиопы... черными и с приплюснутыми носами,
Фракийцы - рыжими и голубоглазыми.

интересно

Previous post Next post
Up