Экзегетика Ф. Дика

Dec 09, 2019 09:01

Решил тут почитать ещё Филипа Дика, а именно его менее известные романы и наткнулся на «Экзегезу» (экзегеткиа - это раздел богословия, истолковывающий Библию). Это не роман, а опубликованные записки дневника, созданного только с одной целью - осмыслить и понять один день своей жизни, а именно день, когда ему явились мистические откровения. Кодовое название этого его опыта - «2-3-74». И уделил он этой попытке 8 (!!!) лет. Дневник, опубликованный в краткой версии, полон метаний, сомнений и шизонутости. Реально, настолько он бахнутый, что мне даже потом не захотелось читать его романы, пару лет теперь нужно отдохунть :))

По Дику мы якобы сейчас живём всё ещё в 45 - 70 годы н.э., а Господь утративший память, находится среди нас и все мы в Чёрной Железной Тюрьме)) Если читать именно дневник, то это очень тяжело переваривать, поэтому попробую выделить основную, можно сказать философскую, идею космологии и описать.

Начнём с того, что в дневнике он анализирует своё же творчество. Так вот, оказывается, что все его романы с разрушающейся реальностью (а он приходит к выводу, что всю жизнь писал один роман) - это про нас и нашу реальность, попытка донести «правду» и что по факту он сам уже написал «истину», осталось её только понять.

И «истина» его такова: наш Создатель создал компьютероподобный, бесчувственный, безжалостный и по сути неживой артефакт, который уже и проецирует нашу реальность, при этом мы - часть Создателя, помещены в эту реальность. Цель Создателя - самопознание, а всё это - условное «зеркало». И именно поэтому Создатель не может вмешиваться в наш мир, разрешая таким образом вопрос «Если Бог есть, почему мы страдаем?» (хотя по Дику он всё-таки влияет иногда, в ограниченных случаях), а артефакт, напомню, безжалостен и не чувствителен. И да, получается, что не человек отчужден от Бога, а Бог отчужден от Самого Себя, ведь мы «по его образу и подобию» созданы для самопознания. По Дику, когда процесс самопознания закончится, т.е. когда мы достигнем изоморфизма, мы сольёмся с Создателем (бессмертие), а артефакт аннигилируется.

И так же, как мы не знаем об артефакте, он не знает о Создателе, условно думая, что он и есть создатель нашей реальности (что формально так и есть, но не создатель нас). И пока процесс этот идёт, артефакт вроде бы противостоит Создателю, порождая как можно больше препятствия на пути, защищая «свой мир» и это классическое противостояние «тьмы и света», но делает это как раз по воле Создателя, т.е. своим противостоянием помогает только достичь цели Создателя, цели самопознания. Т.е. артефакт не зло, но антагонист. Артефакт - это этот мир с его благами и страданиями, а мы и Создатель всего, на самом деле, в оппозиции к миру. А союз с миром означает союз против Создателя. И тут Дик, приходит к выводу, что нам нужно просто отказаться от этой «иллюзорной» реальности со всеми её искушениями, поверив в «настоящую» реальность, которая скрыта и тогда будет освобождение. Собственно, как в его книгах.

Думаю, создатели «Матрицы» вдохновлялись этой концепцией, она сама по себе любопытна и притягательна. Прежде всего простотой и ответами на эсхатологические вопросы. Но всё же, это просто умозрительная концепция, фантазия, подкрепленная бредом, нестабильной психикой, технологиями того века («артефакт - это компьютер») и по существу в упрощенном виде копирует гностицизм (а туда он перекочевала от греческих философов, например, «пещера Платона») и восточную философию (например, иллюзию-майя или буддизм с его демоном искусителем Мара, которого нередко называют «Намучи», что переводится как «тот, который не освобождает»).

Previous post Next post
Up