Все мы знаем о «Дороге жизни» снабжавшей Ленинград во время блокады.
О ней написано много книг, снято несколько фильмов, поставлено много памятников.
Огромное колличество Ленинградцев было спасено благодаря мужеству тех, кто нес тяжелейшую службу на этой смертельно опасной трассе.
Однако, немного ранее, на Ладожском озере была ещё одна дорога - «Дорога смерти»,
о которой практически ни кто, ни чего не знает, но героизма и трагизма там было не меньше.
Дело было во время «Финской войны», зимой 1939-40гг.
168-я стрелковая дивизия была сформирована из резервистов в августе во время больших учебных сборов в Череповце, и уже в начале сентября переброшена к границе на рубеж около Видлицы.
30 ноября 1939г., после неудачных Советско - Финских переговоров началась «Финская война». Части РККА на всем протяжении границы, от Балтийского моря до Ледовитого океана, перешли в наступление.
168 стрелковая дивизия должна была вести наступление по восточному берегу Ладожского озера в направлении города Питкяранта и далее на Коринноя и Киттеля.
Первые дни боевых действий 168-я дивизия продвигалась медленно, но без особенных проблем. Противник отчаянно сопротивлялся, но в силу малочисленности не мог остановить продвижения дивизии.
10 декабря, на неделю позже срока, предусмотренного планом, 402 стрелковый полк 168-й дивизии занял город Питкяранта. В последующие двое суток продвижение в западном и северо-западном направлении продолжалось, но уже с более упорными боями, поскольку в район боевых действий финны подтянули свежие части.
18 декабря 1939 г. 367 стрелковый полк 168-й дивизии занял населенный пункт Вурилампи, после чего левофланговые части 56-го стрелкового корпуса продвижения уже не имели.
Коммуникации дивизии были сильно растянуты. Местность в Карелии представляет собой леса, скалы и болота, поэтому дивизия наступала вдоль единственной дороги которая шла по берегу Ладожского озера. естественно, что снабжение дивизии осуществлялось тоже по ней. Этим и воспользовались финны.
11 января противник обошел дивизию по пересеченной местности, вышел к Питкяранте и перерезал дорогу снабжения. Дивизия осталась в окружении.
Уполномоченный особого отдела 168 дивизии младший лейтенант К.И. Огарков оставил следующие воспоминания о той чрезвычайно тяжелой ситуации, в которую попала его дивизия:
«Сложилась тяжелая обстановка. Участок дороги, перерезанный финнами, составлял примерно 8-10 км, и чтобы проникнуть в расположение окруженных войск, нужно было преодолеть этот участок под большой охраной. Первоначально это удавалось, но постепенно финны наращивали мощь и, в конце концов, полностью изолировали передовые части от тыла.»
Дивизия могла ещё обороняться, но не была способна к активным боевым действиям. Пробиться в «котел» по дороге Питкяранта-Кителя было невозможно.
Не смотря на это дивизия, укрепив оборону и заняв несколько окрестных высот, успешно отбивала все атаки финнов.
Вместо перерезанных коммуникаций было решено проложить новую трассу снабжения. Трасса пролегала по льду Ладожского озера мимо занятой финнами группы небольших островов. Дорога эта проходила от 0,5 до 1,5 км от берега и получила название «Дорога смерти».
Первыми на лед, вслед за разведкой, по Ладоге двинулись, тяжело груженые конные обозы. Они доставили окруженцам боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Обратным рейсом вывезли раненых, обмороженных и больных. Но очень скоро проводка обозов сделалась очень сложной, сопряженной с большими потерями.
Красноармеец А.Ф. Тюкаров из 168 стрелковой дивизии вспоминает:
«Когда поехали в другой раз, то дорога оказалась перегороженной. В лед были вморожены столбы и натянута колючая проволока в два ряда, и сделано это, как рыбу ловят сетью - обоз в нее попадал. Чтоб вперед ехать под пулеметный огонь, чтоб назад - под пулеметы. Поехало 106 подвод, а прорвалось только 5. »
После того как финны протянули проволочные заграждения между островами, дальнейшее функционирование дороги прекратилось.
В 168 стрелковой дивизии подходили к концу боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Съели всех лошадей. Начался голод.
Драматичную картину сложившейся обстановки рисует старшина 402 стрелкового полка 168 стрелковой дивизии А.В. Крутов:
«Для людей продовольствие кончилось, им - голодный паек. Фуража для лошадей не стало, они объедали другу друга хвосты, всю кору у хвойных деревьев съели до предельной высоты, насколько достает лошадь. Командование решило оставшихся забивать и сдавать на кухню. Когда и этот резерв кончился, питались, кто чем. Смотришь, красноармеец, еле сам идет, винтовку по снегу тянет и тащит найденную голову, ноги, или копыта какой-нибудь павшей лошади. В общем, кто что найдет - все в ход идет. Люди окончательно ослабели, валились с ног, все стало безразлично. Бродили в поисках пищи, рылись в снегу в надежде найти пищевые остатки, уши или копыта от лошади. Жуткая картина: боец Красной Армии бредет оборванный, закоптелый, грязный, ткни его, и упадет. А в землянках тепло. Тело разогрелось, распарилось, зачесалось, зудит, ползают вши. Выйдешь из землянки, снимешь штаны до колен и давай вшей в снег встряхивать, навалится их, как льняного семени на снег набросано. Личный состав в отчаянии: «Да когда же все это кончится! Неужели у нас не будет выхода из создавшегося положения?! Где высшее военное командование, где правительство?! Знают ли они о нашем положении, что хотят предпринимать?!» .
В феврале командование 15-й армии неоднократно пыталось отбить острова Петтясари и Максимансари, с которых финны мешали снабжению дивизии, но это не удалось. наступали по льду под пулемётным огнём. Потери были значительны.
6 марта 1940 года советские части после нескольких неудачных попыток деблокировали 168-ю стрелковую дивизию ударами по финским гарнизонам на островах Ладожского озера и ударом 11-й стрелковой дивизии из района Питкяранта.
Наступление началось, к вечеру все три острова были заняты, а также установлена связь с окруженной 168-й стрелковой дивизией. До конца войны части армии сумели продвинуться еще на несколько километров в направлении на Питкяранта.
О боях за острова:
http://ivvvv.livejournal.com/198886.html