МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО
Вообще, Кругобайкалка для меня - объект довольно обжитый. Начиная с юности, когда с отцом на моторной лодке объездили ее от истока Ангары до Маритуя. И после, пока у нас еще была лодка, катались семьей. И на матане доезжали до Киркирея, и жили там несколько дней на остатках первого пути. А потом мы пересели на машину, и места отдыха как-то резко поменялись. И Кругобайкалка тоже как-то сама собой забылась.
Но тут в сентябре 2007 попали с женой на «Байкальский экспресс», проехались по всем живописным местам КБЖД, да ностальгия вдруг охватила. Да так, что втемяшилось в голову твердое намерение пройти всю дорогу пешком. Запланировали поход на летний отпуск 2008 года. И, как ни странно ;) , осуществили таки этот план.
Поначалу компания набиралась довольно приличная, человек семь. Но по разным причинам численность желающих прогуляться пешочком сократилась до трех человек: мы с женой и наша почти постоянная спутница во всех путешествиях Ирина (у нее муж обычно весь в работе, так что довольно редко присоединяется к нам).
Поскольку пешие походы для нас в новинку (не считая прошлой
прогулки налегке до Малой Кадильной), рюкзаки мы собирали с миру по нитке. Основательно их забив (причем, естественно, основная тяжесть в виде палатки, котелков, топора, треноги и прочего досталась мне, как единственному мужику), мы утречком 8-го числа бодро двинули на ж/д вокзал.
И приключения начались. Начались они с того, что мы опоздали на электричку, за что надо сказать спасибо сайту «ирк.ру». Я, как продвинутый человек, посмотрев расписание в Интернете, не учел российских реалий и не стал уточнять инфу в справочной, за что мы все и поплатились. Расписание оказалось полной лажей: мы, приехав как бы за полчаса до отправления, успели лишь полюбоваться на хвост уходящей в голубую даль электрички. Следующая до Слюдянки предполагалась только через 6 часов. Труба... Немного пораскинув мозгами, решаем ехать на большелуговской до «Дачной», да там на речке скоротать время. Ну не отправляться же назад, в самом деле.
В ожидании
Скоротали. Позагорали, покупались в ледяной воде Олхи, пока небо не затянуло тучами и не подул холоднючий ветер, заставивший надеть куртки. А в электричку садились уже под проливным дождем, который сопровождал нас всю трехчасовую дорогу до «Темной пади». Слава духам Байкала, в пункте назначения к нашему приезду (около восьми вечера) ливень уже закончился. :) И мы бодро двинулись в путь. Собственно, мы начали свой маршрут с «Темной пади» чтобы посмотреть знаменитую тропу до Ангасольской. Ну и по времени не ждать, пока еще эта электричка до Култука доберется. Да и там надо еще до начала Кругобайкалки дотопать. В общем, целое море преимуществ, а по километражу с учетом разности высот путь почти не различается. Но лучше бы мы пошли из Култука. На скользком после только что прошедшего дождя склоне удержаться с тяжелыми рюкзаками было равносильно эквилибру на канате, а здоровенные лужи и потоки воды с окружающей растительности после спуска на равнину быстро превратили кроссовки в чавкающе-хлюпающее нечто, стремящееся жить своей жизнью. Впрочем, что это я. Если б мы шли из Култука, разве смогли бы увидеть всю эту красоту, вдохнуть полной грудью все это пряное, парное разнотравье?! Ни в жисть. ;) Вот и, не обращая внимания на мелкие (действительно ведь мелкие) неудобства, наша небольшая, но дружная компания в полном одиночестве (т.к. больше таких дураков в то время и в такую погоду не нашлось) продвигалась на долгожданную встречу с Байкалом и КБЖД.
Спуск
Через бурные потоки
Встреча состоялась спустя час с небольшим после высадки из электрички. Просветы в хмурых низко нависших тучах питали надежду на благоприятное продолжение нашего грандиозного начинания :))) , а величественная красота Славного Моря превращала эту надежду в уверенность.
Вот он, Байкал
Ангасольская
Красоты рукотворные и не
Еще
После еще часа пути по рельсам, когда время начало приближаться к одиннадцати, решили останавливаться на ночлег, ибо уже темнело, да и впечатлений на первый день было достаточно. Остановились, пройдя в первый день (точнее, вечер) немногим более 7 км, недалеко от километрового столба 146/147 на специально отведенном месте со сколоченным столом и стоящим неподалеку синим мусорным ящиком. К слову, таких мест до Половинной было достаточно много, причем почти все из них заняты разнообразными туристами. После Половинной, видимо, у «железки» закончились мусорные баки, так как количество обустроенных мест резко пошло на спад.
Пока ставили палатку, опять закапал дождь, хорошо хоть небольшой. Но все равно посидеть у костра не получилось, а потому, выпив за успех предприятия разведенный байкальской водичкой медицинский спирт (Ирина у нас фармацевт ;) ) с добавлением предусмотрительно закупленного на вокзале «Юпи», завалились спать. Ночью дождь то расходился, то снова стихал. К утру, т.е. к девяти часам, когда я вылез из палатки кипятить чай, все еще ощутимо моросило. Потому завтрак, сборы и начало дневного перехода прошли в дождевиках.
На первой ночевке
Вышли примерно в одиннадцать. Хоть и дождик, но все равно здорово. Все эти туннели, галереи, мосты, скалы, камни, природные красоты - просто великолепно. А когда ни от кого не зависишь, можешь посмотреть то, что тебя интересует, не боясь, что опоздаешь на поезд - это великолепно вдвойне. :)
Путь сквозь скалу
Галерея
Боковой лаз из туннеля
И чаячье раздолье
Свет в конце туннеля
Сразу выработали график движения. Поскольку изначально рассчитывали на 20 км в день, разбили суточный переход на четыре части: 5 км, небольшой (около получаса) перерыв, 5 км, обед час-полтора, 5 км, снова небольшой перерыв, последние 5 км, стоянка на ужин и ночевку. Шли, естественно, не торопясь, любуясь окружающими пейзажами, да запечетлевая их время от времени на фотоаппарат. Потому скорость составляла примерно 3 км/час. Несложные арифметические подсчеты позволяют определить время между отдыхами: 1 час 40 минут. Ну, т.е. все это, разумеется, весьма примерно. Пройдя очередной отрезок пути, мы же не падали между рельсов, а искали подходящее местечко для спокойного отдохновения, что иногда выливалось еще в километр-другой лишку. Именно так и получилось в конце этого дня. Пока нашли подходящее свободное место, отмахали дополнительно три км. Итого абсолютный рекорд путешествия: 23 км за день. И этот рекорд нас довольно сильно с непривычки вымотал. Спас волшебный напиток «Юпи кола». Наутро все были как огурцы. :)
И снова туннели
Какой-то мужик с рюкзаком и удочкой. Прям, вылитый я... ;)))
Красотища
Кругобайкалка; какое певучее слово (
Картинка 900х600 на Иероглифе)
Да, в качестве небольшого отступления, надо сказать, что к походу я подготовился основательно, распечатав скачанные с инета еще по весне сведения по мостам, туннелям и прочим достопримечательностям Кругобайкалки. И во время пути просвещал спутниц относительно всех проходимых нами объектов. Ирине очень понравились местные названия, а слово «Шарыжалгай» она даже умудрилась запомнить, даром что кроме самой деревни мы миновали еще четыре одноименных туннеля. Правда, пришлось до этого объяснить ей, что туннели, пройденные утром, назывались несколько иначе: «Хабартуй»... :)))
Как ножом срезали
Любопытная нерпа (снято на максимуме приближения, потому шум и все такое)
И опять очередная красотища
Какие все-таки мосты изысканно-величественные
И снова бесподобное великолепие сочетания природы и творений рук человеческих
И деревеньки удачно вписываются в пейзаж
Мы в дороге, мы в пути
Небольшой туннельный макияж
Перерыв на обед
С прошлой встречи прошло 4 часа. Нерпа нас, видимо, решила сопровождать. Или это другая? Но факт тот, что и в последующие дни мы видели маячившую в воде голову
Уходящие в даль
«Письмена природы»
Очередной пройденный туннель
А навстречу группа таких же туристов
Торжество жизни (
Картинка 450х600 на Иероглифе)
Малая Колокольня
Туннели и чайки
Самые «опасные» для прохождения туннели - возле остановочных пунктов экскурсионных поездов. Там чрезвычайно велик риск наступить в чье-нибудь дерьмо.
Бывшая станция (я так думал, а на самом деле - см. коммент)
Очередной красавец. Это я о мосте
А рядом - другой, не менее красивый, хоть и железный
Есть еще силы даже по скалам лазить :)
Подпорные стенки
И очередная деревня
Вечерняя радуга
И вот наступил следующий день, встретивший наше пробуждение великолепным солнечным утром и чистым синим небом. Лепота. А я, как назло, истратил почти весь заряд аккумулятора фотика за прошедший день. Ну не мог удержаться, когда такая красота кругом. :) Теперь приходилось расплачиваться за свою несдержанность: снимать только избранные места. Пожалел, что не взял еще и старый фотоаппарат про запас.
Радостное солнечное утро
Остатки первого пути возле Киркирея
Водоток ручья Киркирей
Туннели первого и второго путей
Странная башенка на склоне в Маритуе
А вода в Байкале - хрусталь и бирюза
Половинная
В общем, порядок движения прежний. За Половинным первый раз размотал спин, который взял на такой случай, и попытался половить плавившуюся в заливе рыбу. Пробовал и мушки, и живые насадки - бесполезно. Рып меня игнорировал. :(
Самый длинный туннель
Пока я рыбачил, спутницы отдыхали и любовались природой
К вечеру, пройдя 19 км и сделав себе за вчерашнее километровую поблажку, остановились на очень симпатичной полянке. Наконец-то удалось на уходящем солнышке хорошенько просушить все недосушенные вещи. Ирина умудрилась сковырнуться с берегового склона, полезши за любимой заячьей капустой (она хотела эту капусту домой принести и посадить в горшок). Хорошо, что просто расцарапалась, а не убилась с пьяну устатку.
Просушка
Четвертый день путешествия, на радость нам, вновь выдался погожим. Утром опять попробовал половить, и опять безрезультатно. А нормальные продукты тем временем уже закончились, и мы питались сухпайком: заваривали лапшу, сухой картофель, готовили суп из пакетов, в общем, не жировали. Так что рыбка совсем бы не помешала, но, увы...
Солнечный рассвет несет с собой хорошее настроение и заряд бодрости на дальнейший путь
Последний вздох моего фотоаппарата (за этот поход, разумеется) (
Картинка 800х600 на Иероглифе)
А потом в нашей компании прибавилось. Худющая собака-путешественница прибилась к нам по дороге, покинув какой-то табор. Мы поначалу думали, что она с этого табора и вернется туда. Оказалось - нифига. Прошла с нами весь день и ночевала возле палатки. Естественно, перепадало ей с каждого нашего стола. Видимо, тем и живет собачина.
А день выдался для ходьбы трудноватым. Эти хреновы железнодорожники, реставрируя пути, засыпали все пространство между рельс (да и вокруг тоже) крупным и острым мраморным щебнем. И как раз на том участке не было тропинки рядом с путями, по которой можно было бы обойти все это безобразие. До этого попадались местами щебеночные зоны, но с мелкими камешками, а тут просто идти невозможно: впиваются всеми своими углами в ноги даже через подошву. Да еще рюкзаки придавливают сверху. Сколько матов мы сложили на головы этих «умников» - не передать. Мы шли и пели во весь голос песню про «пидористических железнодорожников», точные слова которой уже за некоторой давностью подзабылись. Веселуха, короче. :) А потом мы нашли грибы. То есть, всякие шампиньоны на шпалах, сдобренные содержимым туалетов проезжающих поездов, отчего мы не рисковали их собирать, нам попадались постоянно, но в этой сосновой рощице мы набрали два пакета маслят. Которые очень приятно разнообразили наш скудный рацион на вечерней стоянке. Тем более, что очередная попытка рыбалки в бухте Березовой, где с лодки мы, помнится, когда-то таскали харюзков, полностью провалилась. А прошли мы в этот раз около 16 км, что при таких условиях весьма неплохо. Тем более оставалось на следующий день совсем немного - 15 км.
Вечером задул сильный ветер, а ночью опять шел дождь. Утром все вылезающие из палатки в полной неожиданности утыкались в мокрую, но жизнерадостную собачью морду, о обладательнице которой за ночь успели подзабыть. Пока собирались, прошла во встречном направлении очередная группа туристов. Наша четвероногая попутчица отправилась с ними в обратный путь. Ну и славненько, а то мы уже начали гадать, что с ней дальше делать, если не отстанет.
Снова распогодилось, и мы пошли покорять оставшиеся километры. В обед созвонились с друзьями из Большой речки. Поскольку Байкал быт тих и спокоен, они согласились подъехать за нами на своей лодке к конечной точке нашего похода. Но прилетели по тихой воде аж километра за три до порта Байкал. Они, наивные, думали, что мы тут же кинемся к ним в лодку. Гы. Щазз. Мы ж экстремалы (Это нас так обозвал один мужичок на катере, когда мы с Мандархана на Большой Тойнак плавали в довольно приличный ветер с довольно приличными волнами в одной протекающей деревянной и одной подспускающей резиновой лодках. 4,5 км в одну сторону... :))) ). Нас так просто не возьмешь. Сгрузив им свою поклажу (принимая мой рюкзак после женских, Женька едва удержал равновесие, чуть не свалившись в воду - не рассчитывал на столь разительную разницу в весе), мы налегке двинули добивать маршрут. Эти три километра мы пролетели как на крыльях. Все-таки, за несколько дней привыкаешь к рюкзакам, и, освободившись от них, тело так и стремится вперед само собой.
И вот, наконец, финиш. И еда, и пиво, и прочие блага цивилизации. Глядя на то, как мы жадно поглощаем привезенную пищу, большереченские тоже проявили чудеса прожорливости, отчего им пришлось делать дополнительный рейс в портовый магазин.
Позагорали, покупались, поплыли потихоньку в Большую. Туда за нами приехал Ирин муж, потому этот день закончили мы уже по своим домам.
Ну вот, в этом месте должно быть какое-то заключение. В качестве его отправляю читателей к заголовку: МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО. И пусть всем, кто так и не пошел с нами, будет стыдно. :)))))