Мариинский театр решил побаловать публику фестивалем "Жизелей". Пять спектаклей в октябре могут дать полное представление о труппе, находящейся, как мне кажется, в очень сложной ситуации.
Поначалу я хотела сходить на все пять, но всё-таки решила ограничиться двумя. О спектакле с Вишнёвой я уже написала. А вчера сходила и "на Лопаткину".
Спектакль давали в воскресенье. Балет в выходной день почти всегда несёт на себе некий отпечаток "парадности" - публика наряднее, чем в будний день, и, как мне показалось, многие приходят в театр именно потому, что это - выходной. И реакция такой публики на происходящее на сцене бывает, как правило, не слишком бурной.
В общем, по ходу всего спектакля я сравнивала реакцию зрителей с реакцией на спектакль 16 октября, когда танцевали Вишнёва и Зверев. Вывод такой: на любой эпизод публика, пришедшая "на Вишнёву", откликалась живее публики, пришедшей "на Лопаткину". Зато на поклонах поклонники Ульяны "победили" - балерину вызывали очень горячо и очень долго - пока свет в зале не погасили -:)
Состав был во многом схожим с предыдущей "Жизелью":
Дирижер - Михаил Синькевич
В главных партиях:
Жизель - Ульяна Лопаткина
Граф Альберт - Евгений Иванченко
Ганс - Илья Кузнецов
Мирта - Юлия Степанова
Классический дуэт: Анастасия Никитина, Эрнест Латыпов
Монна - Диана Смирнова
Зюльма -Юлиана Черешкевич
Оруженосец - Рубен Бобовников.
Последняя "Жизель" с Лопаткиной, которую я видела, была аж в 2009 году. И тогда всё было вроде бы хорошо, но... Чего-то мне тогда не хватило.
Вчерашний спектакль получился совершенно другим! Я не могу, к сожалению, сказать, что "Ульяна всё в той же прекрасной форме". Годы дают о себе знать... И всё же балерине удалось создать интересный образ, и очень хорошо станцевать.
Мне показалось, что в этом спектакле Альбертом мог быть любой другой танцовщик. Если для Дианы очень важно, кто у неё партнёр, то Ульяна ведёт свой рассказ о героине совершенно независимо от партнёра. Мне так кажется, по крайней мере. Конечно, очень важны поддержки, важны мизансцены. И тем не менее, Лопаткина во вчерашнем спектакле танцевала свою героиню немного отстранённо от всех других участников этого балета.
Иванченко изображал вполне зрелого героя (возраст исполнителя, как мне кажется, здесь "сыграл"). Девушкой он был вполне увлечён, но уж точно не был влюблён. Раскаяние пришло к этому Альберту слишком поздно - когда уже ничего нельзя было поправить...
К сожалению, Евгений не может постоянно оставаться в образе. Перед сложными верхними поддержками он делает "сосредоточенное лицо", перед сложными сольными выходами, будь то вариация второго акта или танцы с Жизелью и её подругами в первом акте, он отключается от спектакля, и деловито начинает готовиться к "выходу". Меня покоробило то, как во время па-де-де второго акта он оставил партнёршу на середине сцены, чтобы убежать в кулису и хоть немного передохнуть перед вариацией -:( Да, все Альберты убегают! Только они пытаются так исчезнуть, чтобы публика их вообще не заметила, а смотрела только на Жизель -:)) А лично я увидела уставшего донельзя артиста, который пошёл в кулису "расслабленным" шагом, явно давая мышцам передышку.
Возможно, я не права, и у Иванченко как раз что-то случилась с ногой -:( Просто я так давно наблюдаю за ним, что подобное выключение из спектакля не стало для меня чем-то неожиданным...
Кстати, если говорить о физической форме Иванченко, то как раз здесь всё в порядке -:) По крайней мере, чисто внешне он выглядит превосходно: похудев пару-тройку лет назад, танцовщик держит форму, и это ему чрезвычайно идёт -:)
Ганс Кузнецова был таким же, как и всегда (и как в спектакле с Вишнёвой). Даже не знаю, похвалить его за это или поругать -:))
Бобовников в маленькой партии Оруженосца был не столь ярок, как в предыдущем спектакле. Альберт Иванченко был явно хозяином сам себе, и мнение Оруженосца его ничуть не интересовало -:) Всё-таки как это важно - партнёрство на сцене! До сих пор помню Оруженосца-Хребтова, приставленного к Альберту-Шклярову-:) Вот ведь ролька малюсенькая, а как была сделана!
Па-де-де первого акта, на моё удивление, было исполнено гораздо лучше, чем в предыдущем спектакле. А ведь прошло всего четыре дня! Никитина и Латыпов станцевали далеко от идеала, но всё же явно учли ошибки и сделали соответствующие выводы.
Во втором акте хорош был кордебалет. Степанова оказалась вполне приличной Миртой, хотя ей ещё работать и работать. Почему-то нашим Миртам как правило сил не хватает на всю сцену с вилисами, и к концу круга они буквально валятся с ног. Вот и Степанова к концу круга подустала -:(
Черешкевич и Смирнова не слишком порадовали, но у обеих явно есть потенциал.
Ну, а что же Ульяна? Ведь без Жизели нет "Жизели"!
Ульяна была хороша! Конечно, она не изображала юную девочку. Героиня была взрослой, и Альберт привлёк её именно своей взрослостью.
Мне показалось, что эта Жизель вообще никогда не работала в поле -:) Девушка пряла, и была искусной мастерицей. Берта (О.Балинская) постоянно прикладывала ладонь к её лбу: в порядке ли её дочь? Жизель была больна, но всячески это скрывала от посторонних. До поры до времени ей это удавалось, и лишь во время танцев с подругами она не смогла скрыть приступ сердечной боли... Это стало неожиданностью и для Аьберта.
Сцену с Батильдой Лопаткина провела уже традиционно для себя: Жизель восхищалась платьем Батильды, разглаживая складки на её платье. Было видно, что героине интересно, как соткана эта ткань. Сидела она на почтительном расстоянии от знатной гостьи, и мгновенно убрала руки от подола, как только та обернулась.
В вариации первого акта мне хотелось бы видеть более стремительные туры по кругу, и хотелось бы, чтобы круг был побольше.
В сцене сумасшествия балерина была лаконична. Никаких распущенных волос, никаких метаний... В общем, у меня сложилось впечатление, что Лопаткина не меняет рисунок роли, и само представление об этой сцене у неё сложилось давно. Не знаю, хорошо это или плохо. Впрочем, это моё утверждение наверняка могут опровергнуть балетоманы, которые гораздо чаще ходили и ходят на "Жизель" с Лопаткиной.
Жизель умерла от сердечного приступа. Альберт был в отчаяньи (что меня удивило - от Иванченко этого не ожидала).
Во втором акте неожиданно заработал люк. Вишнёвой пришлось впрыгивать на надгробье, а Лопаткина величественно поднялась "из могилы". В неё же она и "ушла".
При появлении Мирты зал оживился, и когда она уплыла в кулису на па-де-бурре, раздались аплодисменты. Давненько я такого не слышала! -:)
Лопаткина и Иванченко очень хорошо провели второй акт. Особено мне понравились поддержки в первом адажио, когда Альберт поднимает Жизель на вытянутых руках и кружится с ней, прежде чем опустить на землю. Ульяна танцевала неземное существо, которое невозможно удержать в руках. Правда, я не могу сказать, что всё было безупречно, но это уже мелочи. В частности, после "вертушки" балерина чуть-чуть оступилась (бывает!), и у них с Синькевичем были незначительные расхождения в темпах (правда, Синькевич и с оперными певцами умудряется расходиться). Ещё в па-де-де Иванченко иногда довольно осторожно ставил партнёршу на пол, и иллюзия бесплотности Жизели на мгновение пропадала.
Когда чары вилис перестали действовать, все они потянулись в кулисы -:) То есть они исчезали в свете наступавшего дня, а не уходили в свои могилы. Не могу понять, почему Жизель "провалилась"? Очень спорная трактовка мизансцены, потому что исчезает-то у нас не труп, а видение -:( Не могу точно сказать, кто возмущался таким прозаическим прочтением финала "Жизели": Слонимский, Лопухов или Красовская? Помню, что в книге кого-то из них вычитала подробный разбор этой сцены с отрицательной оценкой такой концовки балета. Что-то подсказывает мне, что всё-таки это был Лопухов.
Впрочем, Ульяна неожиданно обыграла эту ситуацию: Жизель стала опускаться в могилу, но она не отрывала взгляда от Альберта! Даже когде голова её почти исчезла "под землёй", она стала смотреть вверх! Как живая -:)
После спектакля были бурные овации. Я такого не припомню давно. И занавес несколько раз опускали, и свет гасили, а публика всё хлопала и хлопала. В итоге гардеробщицы остались очень недовольны - всё погашено, все рубильники вырублены, вся охрана стоит по местам - а кое-кто ещё в зале орёт как ненормальный: "Браво!" -:) И не забирает свои пальто и куртки -:( Наконец, нам дали понять, что пора бы и по домам - темно стало -:)
Нащёлкала массу фотографий. Некоторые из них практически дублируют друг друга, но я всё равно выложу то, что получилось.
Юлия Степанова - Мирта
Ульяна и Евгений вышли под овацию
Море цветов...
Кузнецов вывел Степанову
Лопаткина и Иванченко
Это уже поклоны после того как занавес опустили. Очевидно, Кузнецов ушёл переодеваться -:)
Степанова, Иванченко, Лопаткина
Ульяна осталась очень довольна спектаклем, по-моему. А приём публики и вовсе был великолепным!