Продолжу знакомить читателей с
«Руководящими принципами по свободе мирных собраний» ОБСЕ.
Предыдущий пост на эту тему см. здесь.
В этот раз подробно рассмотрим всё связанное с уведомлениями на проведение мирных собраний и то, как власти должны реагировать на отсутствие такого уведомления в разных ситуациях. В прошлый раз мы уже рассмотрели индивидуальные акции и стихийные собрания.
1. Индивидуальные акции (одиночные пикеты) должны проводиться без каких-либо предварительных уведомлений. Власти, как и в других случаях, обязаны содействовать проведению этих акций и защищать их - тут всё очевидно.
2. Если индивидуальная акция спонтанно перерастает в более массовую или граждане в массовом порядке стихийно выходят на улицу по внезапно возникшему поводу. В этом случае, разумеется, ни о каких заблаговременных уведомлениях речи быть не может, акция заранее не планировалась, но это не может являться поводом для пресечения таких собраний! Более того, «Руководящие принципы» определяют стихийные собрания как ожидаемое здоровое проявление демократии. Обязанность властей - защищать (а не пресекать!) стихийные собрания, если они носят мирный характер.
Но самое интересное дальше.
3. Если массовая акция планировалась заранее, т.е. не является стихийной, но её организаторы принципиально нарушают закон и не пожелали подать уведомление властям о проведении этого собрания, то и в этом случае власти не должны пресекать такое собрание - оно должно быть проведено и власти обязаны обеспечить его защиту!
И лишь затем можно привлечь нарушителей-организаторов к ответственности за то, что они не соблюли нормы закона - не подали уведомление.
Мирные собрания, которые проводятся с несоблюдением установленных законом предварительных требований... Если организатор не обеспечивает выполнения каких-либо обязательных предварительных условий проведения собрания (включая требование о надлежащем оформлении уведомления, а также обязательные и соразмерные ограничения, установленные на законном основании), или отказывается их выполнять, он может подлежать судебному преследованию. Тем не менее, правоохранительным органам следует по мере возможности оказать содействиепроведению такого собрания .
4. Случай, если вдруг окажется нарушенным ограничение численности участников собрания, также НЕ является поводом для оказания помех в проведении этого собрания:
В случае, если вместо запланированного собрания с небольшим количеством участников в день его проведения участников оказывается намного больше из-за неожиданно большого притока людей, правоохранительным органам следует оказать содействие проведению такого собрания и относиться к такому собранию как законному, при условии сохранения его мирного характера.
Мы видим, что принципы ОБСЕ (Россия также является страной-участницей) совершенно последовательно предписывают властям оказывать содействие и защищать мирные собрания при любых условиях.
Решение о запрете или пресечении мирного собрания не может быть принято на основании каких-то формальных незначительных поводов, это может являться лишь крайней исключительной мерой в исключительных ситуациях (при реальной угрозе жизни людей и т.п.), но не обыденной практикой по мановению левой пятки чиновника.
Продолжение темы см. по ссылкам:
«Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 1. Pуководящие принципы по свободе мирных собраний и реальная жизнь» «Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 3. «Стратегия-31» и решения ЕСПЧ о разгонах мирных собраний»